ЭКСПАНСИЯ

"Представители традиционных конфессий уже не справляются с массированной идеологической экспансией из-за рубежа", - считает Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин. На днях исполняется 20 лет, как он был избран на эту должность. Шейх-уль-Ислам с тревогой говорит о разрушении единого духовного пространства страны, о проникновении в Россию экстремистских религиозных течений.

- Талгат-хазрат, в последнее время много говорится об опасном распространении ваххабизма в России. Как он проник в нашу страну? Какие регионы наиболее поражены этим недугом?
- Около 10 лет назад мусульманское и христианское духовенство столкнулось с этой проблемой. Как только Советский Союз начал распадаться, в нашу страну ринулись толпы проповедников "возделывать залежалые земли".
Но они ошибались - наша страна не зря называется святой Русью. В свое время ее народы добровольно приняли христианство, ислам. Это был осознанный, не принесенный на штыках захватчиков выбор. И 70 лет атеизма, по моему глубокому убеждению, не смогли нанести существенного ущерба вере. Мы способны сами справиться с проблемами своей страны. Всевышний только нам дал в распоряжение одну шестую часть суши. Мы гордимся и ценим этот святой дар и стараемся относиться к нему бережно. Посмотрите, сколько в последние годы построено и отремонтировано мечетей, церквей - тысячи.
С другой стороны, нашествие проповедников из-за рубежа связано с желанием тоталитарных сект распространить свое влияние на территорию нашей страны. Мы воспринимаем это как еще одно ниспосланное нам Всевышним испытание. При этом важно понять, что тот же ваххабизм истинной угрозы для веры не представляет. Другое дело, что некоторая часть молодого духовенства, покупаясь на материальные блага, идет за экстремистами. К чему это приводит, хорошо иллюстрируют события в Афганистане, Алжире, Югославии, Чечне.
К сожалению, сегодня в России продолжается активное насаждение ваххабизма не только на Северном Кавказе. Происходит это и в Татарстане. Наши сторонники, исповедующие традиционно умеренный и просвещенный ислам, стали вытесняться также из других регионов России. Последовали попытки захвата мечетей в Оренбургской области, Пензе, Волгограде, Астрахани, Перми, Свердловской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Весьма показательно, что последняя волна подобных ваххабитских выступлений совпала по времени с вторжением чеченских боевиков в Дагестан.
Собственными силами мы с трудом справляемся с этой хорошо организованной и щедро финансируемой религиозной экспансией. Есть и другие проблемы. Тот же Минюст России в рекордно короткие сроки регистрирует новоиспеченные ваххабитские образования, а наши структуры, существующие более 200 лет, испытывают не всегда понятные трудности. Странности продолжаются и в области "свободы совести". Ни в одной стране мира человек не может свободно проповедовать. У нас же "погонщиков верблюдов" можно встретить в самой отдаленной деревне на Крайнем Севере. Какие семена он посеет в души наших соотечественников? Почему-то воздушное пространство страны мы охраняем, а духовное - не считаем нужным.
- После падения "железного занавеса" гуманитарные контакты стали обычным явлением. Паломничество в святые для всех мусульман места имеет сегодня массовый характер. Но из хаджа в Саудовскую Аравию паломники привозят религиозную литературу, в которой говорится, что "христианизация представляет собой одну из разрушительных антиисламских доктрин, ставящих перед собой цель ведения войны с исламом и его уничтожение", "наш долг в отношении угнетенных братьев мусульман состоит ... в направлении в эти регионы добровольцев, изъявивших желание вести джихад вместе со своими братьями"...
- Я считаю подобные высказывания абсурдными, глупыми и весьма опасными. Христиане и мусульмане уже 500 лет живут в нашей стране в мире и согласии, по крупицам собирали и взращивали ростки взаимопонимания. В России давно уже привычным явлением стали смешанные браки, в стабильных регионах нет даже признаков межнациональной розни. Что же, нам из-за мифических призывов "борьбы за свободу" в течение нескольких лет все разрушить? Довести до войны, как это случилось в Чечне?
15 миллионов российских мусульман самим фактом своего существования доказывают несостоятельность подобных взглядов. Они сохранили и имеют возможность развивать язык, культуру, обычаи, веру. Я знаком с литературой, о которой вы говорите. В ней действительно наряду с подлинными цитатами из священных текстов встречаются и подобные "шедевры". Особенно страшно, когда такие книги попадают в руки молодых людей, которые только начали тянуться к Всевышнему. Сегодня эти "подарочные наборы" из Саудовской Аравии есть в каждом медресе, которое находится под влиянием ваххабитов. Прошлым летом московский муфтият распространял такую литературу в 20 организованных им летних лагерях для молодежи. Она издается на русском языке и поэтому общедоступна.
Доходит до абсурда, пакистанские проповедники приезжают в Башкортостан и начинают учить население "истинному исламу". Люди отвечают - мы мусульмане уже 1111 лет и не надо нам рассказывать, "что такое вера и как надо вести борьбу с неверными". В прошлом году таких проповедников само население сдавало в милицию, народ возмущался - "шпионы приехали". Но, как говорится, капля камень точит. Сегодня фактически весь Северный Кавказ и Поволжье наводнили "благодетели из-за рубежа". По существу они противостоят умеренному просвещенному исламу, вызывая конфликты между последователями различных течений.
- Возможны ли совместные усилия светских и духовных властей в решении этих проблем?
- Несовершенство светских законов серьезно влияет на духовную жизнь страны. Под соусом демократии нам преподнесли такой закон "О свободе совести", что мы стали беззащитны от всех "аум синреке". Их надо на порог не пускать, а они строят свои поселки под Москвой. Причем все основано на коммерческой базе, главное для них - заработать деньги. Почему-то в угоду демократии забыт принцип соборности - бороться надо за то, что идет во благо всему народу или его подавляющему большинству.
Взаимодействие духовных и светских властей в этих вопросах необходимо. Хотя сегодня религия отделена от государства, правоверные мусульмане России - не иммигранты и не пришельцы из Африки, и их судьбы и чаяния неотделимы от всей нашей многонациональной и многоконфессиональной Родины. Фанатики, ставя нам в укор нашу совместную работу с органами государственной власти, называют это отступлением от ислама. Но давайте реально посмотрим на вещи - пособники ваххабизма тоже работают на политиков, только из других стран. А мы, нормальные российские граждане, участвуем в выборах и сотрудничаем потом с теми, кого выбрали. Власть - это тень Всевышнего на земле. Не имеет права правоверный мусульманин жить при анархии, об этом говорится в Коране.
Совет муфтиев ЦДУМ России и европейских стран СНГ обратился к Владимиру Путину за содействием - надо прекратить раскол среди российских мусульман. Повторяю: самостоятельно мы уже не справляемся с массированной идеологической экспансией, и нужны государственные меры поддержки традиционных конфессий. А взаимопонимание между собой мы найдем - веками мы сообща делили радости и невзгоды.