ПОРА ПОМОГАТЬ СПАСАТЕЛЮ

Специалисты кемеровского областного центра "Медицина катастроф" провели уникальное психофизиологическое исследование судебно-медицинских экспертов, которые принимали участие в ликвидации последствий взрыва метана на ленинск- кузнецкой шахте "Комсомолец".

Цель исследования - определение уровня нервно-психической устойчивости, выявление признаков личностных нарушений, а также вероятности возникновения нервно-психических срывов у судмедэкспертов в условиях работы в очаге чрезвычайной ситуации.
Почему "Медицина катастроф" обратила особое внимание на судмедэкспертов? После страшного взрыва трехлетней давности на шахте "Зыряновская" в Новокузнецке, когда погибли 67 горняков, специалисты заметили, что в заключениях судебных медиков имелись неточности. Подобные оплошности судмедэксперты вроде бы не могли допустить по определению. Однако если они имели место, то на это должны быть причины. Какие? - задались вопросом специалисты и стали подумывать о необходимости проведения особого исследования. Повод не заставил себя ждать. К великому несчастью, Кузбасс - "передовик" по катастрофам, особенно в угольной отрасли. И после недавней трагедии на ленинск-кузнецкой шахте "Комсомолец" (погибли 12 горноспасателей) психофизиологи центра "Медицина катастроф" поработали с группой судмедэкспертов.
Судебно-медицинская экспертиза - очень важное звено в ликвидации последствий катастрофы. "На долю" экспертов приходится идентификация трупов. Казалось бы, привычное дело для профессионалов, повидавших на своем веку много жутких сцен. Но нет, судмедэксперты, как и любые нормальные люди, тяжело переживают "зрелища" массовой гибели людей. Тяжесть же переживаний и их последствия для психики зависят от личностных особенностей экспертов. Кто-то менее восприимчив, другие принимают чужое горе близко к сердцу.
Специалисты проводили исследование на третий день после аварии. Испытуемые внешне не проявляли душевных переживаний, но у них были зафиксированы некоторые изменения в сердечно-сосудистой системе. Вывод: у спасателей велика вероятность сердечно-сосудистых заболеваний.
Все судмедэксперты, работавшие на "Комсомольце", пережили мгновенный шок. У одних стресс спровоцировал депрессию, у других - агрессию. Но в целом кемеровские судмедэксперты оказались людьми "закаленными": из 12 человек только у двоих были выявлены яркие признаки эмоционального напряжения.
Что советуют специалисты "Медицины катастроф"? Простейшая рекомендация - отпуск хотя бы на пару-тройку дней. Второе - индивидуальный подход руководства к каждому участнику ликвидации аварии. Более ранимым - слова поддержки, особое внимание. Для всех без исключения - моральное поощрение за проявленное мужество.
Помощь психологов во время ликвидации последствий аварии и после необходима не только спасателям, но и многим из тех, кто оказывается в эпицентре трагедии: родственникам погибших, очевидцам, руководителям и даже журналистам. Ведь все, кто попал на место катастрофы, переживают в большей или меньшей степени шок.
Особое слово - о тех, кто руководит спасательными работами, организует транспортировку тел погибших, беседует с родственниками и несет по меньшей мере моральную ответственность за вверенную ему территорию, на которой произошло ЧП. Не побежит ведь, скажем, генеральный директор шахты сразу после трагедии к психотерапевту. Результат ( в худшем, понятно, случае) - инфаркт.
Людям надо помогать на месте, считают специалисты кемеровского центра "Медицина катастроф". В этом направлении они и работают. В частности, готовы проводить психологические тренинги со всеми заинтересованными в своем здоровье людьми, которые волей-неволей оказываются в эпицентре аварий. Спасатели должны не только накачивать мускулы, но и при случае быть готовыми стать психологами хотя бы для себя.
Лаборатория психофизиологического обеспечения "Медицины катастроф" лишь встает на ноги. Наличие собственной реабилитационной базы - пока мечта. Равно как и надлежащее финансирование текущих нужд. К сожалению, о спасателях вспоминают только тогда, когда их труд востребован. Но надо ведь помнить еще и о том, что спасатели - не "бэтмены", а обычные люди, которые также нуждаются в помощи и участии.