ТЕПЕРЬ У НАС ВСЕ ЧИСТО

В Париже прошла специальная сессия Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), в работе которой принимали участие и наши эксперты. Это случилось впервые после исключения России из "черного списка" стран, не борющихся с легализацией преступных капиталов. А уже в июне наша страна может стать полноправным членом комиссии FATF.

Во французской столице российские специалисты во главе с первым зампредом Комитета по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным обсуждали проект изменений в 40 рекомендаций FATF по противодействию отмыванию "грязных" денег. Преступники ищут все новые способы легализации криминальных доходов, и для борьбы с ними требуется расширить круг организаций, обязанных предоставлять информацию о подозрительных денежных операциях. Соответствующий проект рекомендаций представят на утверждение FATF на июньской сессии в Берлине. И как раз в германской столице Россия станет, вероятно, членом FATF.
Напомним, что с октября 2002 года наша страна имеет статус наблюдателя, а до того числилась среди стран, не противодействующих отмыванию преступных доходов. В "черный список" Россия попала летом 2000 года и соседствовала с экзотическими Маршалловыми островами и островом Кука. Все это время операции наших банков и компаний подлежали перепроверке, что создавало дополнительные трудности в работе на мировом финансовом рынке, препятствовало привлечению иностранных инвестиций.
Чтобы покинуть "черный список", пришлось предпринять беспрецедентные меры. Правительство ударными темпами провело через Думу закон по борьбе с отмыванием нелегальных доходов и внесло изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В феврале 2002 года начал работу Комитет по финансовому мониторингу, руководитель которого Виктор Зубков получил должность первого зама главы Минфина. Впрочем, начальник финансовой разведки уже тогда не скрывал, что подотчетность не следует рассматривать как подчиненность: "новое ведомство, по сути, подчиняется президенту России". Комитет получил право контролировать все сделки, превышающие 20 тысяч долларов.
Заслуги России в деле борьбы за чистые деньги признали. Россию в июне 2002 года принимают в группу Egmont - аналог Интерпола в сфере финансов, объединяющей 58 финансовых разведок мира. А в октябре того же года состоялось долгожданное исключение страны из "черного списка".
Последним шагом стал инспекционный визит в Москву миссии FATF. В течение недели эксперты проверяли, как на самом деле у нас контролируют финансовые потоки. Российские чиновники с задачей справились, а глава КФМ Виктор Зубков уверенно предположил, что "вопрос вступления России в FATF, вероятно, будет решен положительно". В пользу этого свидетельствует выделение России Советом Европы в апреле 2,5 млн. евро на поддержку борьбы с отмыванием "грязных" денег. Проект, осуществляемый в рамках региональной программы сотрудничества ТАСИС, рассчитан на обучение и стажировку наших "разведчиков" за рубежом, укрепление аналитической базы и приобретения программных продуктов.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Павел МЕДВЕДЕВ, зам. председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:
- На сегодняшний день Россия выполнила все условия, необходимые для вступления в FATF. В структурном отношении наш комитет даже превосходит строгие требования организации. Международные эксперты отмечали высокий профессиональный уровень наших сотрудников. На мой взгляд, ничто не мешает нам стать полноправным членом FATF. Помешать может лишь чья-то недобрая воля, потому что "по делу" придраться не к чему.
Спросите, зачем это нужно? Для России это имидж цивилизованной страны и возможность на равных конкурировать на мировых финансовых рынках. Это и знак доверия российскому бизнесу, который теперь не будет по 20 раз перепроверяться на "чистоту капитала". К слову, я не помню случая, чтобы какой-то тест "на чистоту наших капиталов" дал положительный результат. А как только нас примут в FATF, такие проверки могут проводиться только в исключительных случаях.