22 сентября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 58.22   € 69.26
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧТО МОГУТ КОРОЛИ?

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 13 Мая 2003г.
Когда в 1991 году Союз разделился на суверенные государства, Роберт Стуруа поставил в Грузии пьесу Шекспира "Король Лир", показав, помимо всего, как неразумно поступил король, поделив страну между своими дочерьми. Этим он не только себя погубил, но и спровоцировал междоусобные войны. Тогда этот спектакль имел апокалипсическое звучание, и после Стуруа никто из наших режиссеров не решался взяться за эту пьесу, настолько здорово она была поставлена. Но вот, более чем через десять лет, ее начали репетировать в БДТ имени Георгия Товстоногова, Театре имени Вахтангова, а недавно состоялась премьера в Театре Моссовета.

Что могло заинтересовать режиссера Павла Хомского в триллере ХVII века с горой трупов, почему ему вновь захотелось рассказать историю о "реформаторе-короле", поплатившемся за это своим благополучием и сошедшем с ума? Ведь Хомский отлично понимал, что это за крепкий "орешек" - "Король Лир", где только действующих лиц 17 человек, не считая массовки. К тому же театр не обладает такими техническими возможностями, как кино, чтобы за секунды "переносить" героев из дворца в голую степь, параллельно показывая, что в это время творится в замке графа Глостера.
Но дело в том, что Хомского интересовала прежде всего семейная трагедия, случившаяся в дворцовых палатах, а точнее, тема отцов и детей, когда отсутствие идеалов в обществе сказывается на бездуховности новых поколений. Совершая зло, они уже не останавливаются ни перед чем, и даже голос крови для них ничего не значит. Именно в таких черных красках представил своего "Короля Лира" Хомский, собрав для этого лучших актеров Театра Моссовета: Бориса Химичева, Александра Голобородько, Александра Пашутина, Валерия Сторожика, Александра Яцко, пригласив на главную роль Михаила Козакова. Уже начинало казаться (после неудачного Шейлока в "Венецианском купце"), что этот редкой "породы" интеллектуальный артист умеет "глаголом жечь сердца людей" только на литературных концертах, но оказалось, если режиссерская идея его согревает, и он видит в ней общечеловеческий смысл, то история Лира может предстать как его личная тема, исповедь, рождающая в финале спектакля катарсис. Говорят, Бог лишает людей рассудка за тяжкие грехи, но вот Лир, теряя разум, становится свободным человеком и начинает чувствовать себя частичкой огромного мира, до этого неведомого ему.
Спектакль начинается с подъема железного занавеса, за которым мы видим множество металлических конструкций с уходящими вверх лестницами и опускающимися на цепях мостами. Все это напоминает ангар автомобильного завода, где в кучу свалены покореженные машины. Именно сюда являются государственные мужи в черных смокингах и дамы в вечерних туалетах, которых при входе обыскивает охрана короля, похожая на отряд боевиков. Все это выглядит нелепо и дико, но ничего не поделаешь, таковы реалии... современной жизни.
Всесильный монарх появляется под барабанную дробь на одной из верхних площадок в пурпурной мантии и с маской на лице. Все опускаются на одно колено, простирая руки к венценосцу и... маска сбрасывается - под ней оказывается Шут (Евгений Стычкин) - акробат, острослов, личный "медбрат" Лира, ненавидимый всеми придворными за непомерно длинный язык, который вырывают в конечном счете бывшие охранники короля, переметнувшиеся на сторону его врагов. Этой важной для спектакля детали нет в пьесе Шекспира, ее рискнул изобрести Хомский, как придумал и трех девочек, которые окружают Лира, когда ему бывает особенно трудно. Эти маленькие дочурки живут в его памяти, не имея никакого отношения к взрослым дочерям, которых и женщинами-то не назовешь, скорее - самки. Ну не парадоксально ли: бывшего диктатора, создававшего свою империю за счет завоевания других стран (о чем - опять же "современно" -напоминает его форма десантника), подвели сентиментальность и самонадеянность. Он-то думал, что все королевские привилегии останутся при нем, поскольку власть передавал не чужим людям, а детям... Но - увы. Посеянные им когда-то семена зла проросли в его дочерях: Гонерилье (Нелли Пшенная) и Регане (Лариса Кузнецова). Они делят между собой кусок государства, предназначавшийся младшей дочери Корделии, как кровожадные тигрицы, а потом выгоняют отца прочь, словно старую, отслужившую свое собаку. В финале спектакля справедливость все же восторжествует. Корделия (Ирина Максимкина), оказавшаяся из-за отца в изгнании, спасет его и тут же погибнет, и никто не посмеет тихо поющего над трупом дочери Лира вновь "вздернуть на дыбу жизни", где "слепцам - безумцы вожаки"...
Четыре века прошло с тех пор, как Шекспир написал "Короля Лира", но люди по-прежнему с интересом смотрят спектакль о короле-реформаторе, у которого ничего хорошего из его замыслов не получилось. Да и не могло получиться, ибо, как утверждает режиссер Хомский, любая реформа должна опираться на нравственные ценности, а если их нет, то меняются всего лишь декорации, а суть остается та же: власть, обслуживающая самое себя.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?