ДЖЕЙМС БОНД ВОЗГЛАВИЛ МИ-6

В середине 80-х руководство КГБ заподозрило своего резидента в Лондоне полковника Олега Гордиевского в том, что он работает на британскую разведку. Его вызвали в Москву и стали разбираться.

Но вот в один прекрасный день Гордиевский исчез. Вышел на утреннюю пробежку и не вернулся. А через несколько дней оказался в Лондоне и выдал британцам практически всю разведывательную сеть СССР в Англии. Это был один из самых крупных провалов советской разведки. Сразу 70 советских дипломатов, журналистов и торговых работников были высланы домой.
Позже выяснилось, что побег Гордиевского из Москвы организовала британская разведка МИ-6. Англичане вывезли его в багажнике дипломатического автомобиля в Финляндию. Разработчиком и организатором этой дерзкой операции был молодой сотрудник британского посольства Джон Скарлетт.
Успешная "эвакуация" Гордиевского вывела Скарлетта в лидеры "русского направления" британской разведки. Спортивная внешность, замашки Джеймса Бонда, беглая русская речь и, само собой, усердие в шпионской профессии позволили ему быстро продвигаться по службе, и в 1991 году он возглавил британскую резидентуру в Москве.
Формально он состоял политическим советником посла, а на деле занимался сбором российских секретов. Это он организовал побег из Москвы "архивиста" КГБ Василия Митрохина, который вывез в Англию несколько тысяч страниц из секретного архива российской разведки.
Но в 1994 году, когда сотрудник ВПК Вадим Синцов рассказал по телевидению, как его пыталась завербовать британская разведка, Скарлетта выдворили из России. На обратном пути в аэропорту Хитроу кто-то из вездесущих фоторепортеров щелкнул изгнанного агента, и на следующий день его лицо знала вся Британия...
Перестав быть "практиком", Скарлетт переквалифицировался в чиновники от разведки. Занимал разные ответственные посты в МИ-6, а к началу иракской войны оказался в кресле начальника Объединенного разведывательного комитета, который координирует работу всех британских спецслужб. Этому комитету было поручено составить так называемое "иракское досье" - документ, обосновывающий необходимость вступления Великобритании в войну с Саддамом Хусейном.
Документ не только утверждал о наличии у Саддама оружия массового поражения, но содержал и ставший теперь знаменитым тезис о том, что это оружие может быть приведено в боевую готовность в течение 45 минут. Этот тезис оспаривал ведущий британский специалист по иракским вооружениям доктор Келли. Скандал в связи с самоубийством Келли вновь вынес на поверхность подзабытое было имя "московского специалиста" Джона Скарлетта. Минувшим летом вся страна наблюдала за тем, как он дает показания комиссии лорда Хаттона, пытаясь объяснить необъяснимое - откуда взялась "45-минутная угроза"?
Однако, несмотря на скандал, премьер-министр Тони Блэр на днях назначил облысевшего, но все еще по-спортивному подтянутого 55-летнего Скарлетта на самую высокую должность в британских спецслужбах - директора МИ-6.
Некоторые комментаторы считают, что новое назначение Скарлетта - это своего рода гонорар премьера за поддержку его антисаддамовской политики. Гонорар очень высокий - зарплата главы интеллидженс сервис составляет почти 300 тысяч долларов в год.
"Это человек, написавший сомнительное досье, в котором утверждал, что Саддам Хусейн обладает оружием массового поражения. А оно до сих пор не найдено, - говорит политический обозреватель Би-би-си Гито Хари. - Но самое скандальное - это человек, настолько близкий к своим политическим хозяевам, что возникает вопрос: может ли глава разведки, столь тесно связанный с нынешней лейбористской администрацией, служить при правлении других партий?"
Правда, сам Блэр тут же отмел намеки журналистов на какую-либо связь этого назначения с событиями годичной давности: "Джон Скарлетт - отличный государственный чиновник, служивший и консервативным, и лейбористским правительствам многие и многие годы", - заявил он.