09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Под знаком Ирака приходит первый день работы 58-го Каннского фестиваля

Смоленский Михаил
10:42 13 Мая 2005г.
Опубликовано 10:42 13 Мая 2005г.
Под знаком Ирака приходит первый день работы 58-го Каннского фестиваля

Подлинным открытием проходящего 58-го Каннского фестиваля стала лента курдского режиссера Хинера Салеема "Нулевой километр". Она была отобрана для основного конкурса и претендует на получение "Золотой пальмовой ветви".

Никогда за последние десятилетия иракские полнометражные художественные фильмы не участвовали в официальных конкурсах Каннского фестиваля.

Картина повествует об ирако-иранской войне середины 80-х годов. В ней рассказывается история солдата иракской армии. Как заявил 41-летний Салеем, своим фильмом и даже его названием он хотел заявить о том, что с самого момента своего создания - 80 лет назад - государство Ирак так и не смогло продвинуться вперед и постоянно топчется на месте из-за многих проблем, в том числе и из-за давления внешних сил.

Бежавший около двух десятилетий назад из Ирака в Европу Хинера Салеем, работает в течение последних лет во Франции. Падение режима Саддама Хусейна застало его в Армении, где он снимал картину "Водка с лимоном". Режиссер немедленно принял решение вернуться в Ирак и сделать там фильм. О необычной спешке и мощном творческом порыве режиссера говорит тот факт, что съемки фильма велись без сценария и ход действия определялся уже во время работы над картиной.

"Нулевой километр" был снят за четыре месяца в иракском Курдистане в сложнейших условиях. Так, когда режиссеру понадобился памятник Саддаму Хусейну, он не смог найти ни одного монумента и ни одного курдского мастера, который согласился бы создать его. В результате ему пришлось обратиться за помощью к известному арабскому скульптору. Однако, когда голова Саддама вылезла за забор съемочной площадки, срочно прибыла полиция и арестовала скульптуру и ее автора. Салеему пришлось достаточно долго добиваться освобождения их обоих.

Характерно, что в иракском Курдистане режиссер не смог найти и ни одного комплекта обмундирования иракской армии эпохи Саддама Хусейна. Ее также пришлось срочно шить. Еще одна особенность фильма - все задействованные в нем актеры - простые иракцы, никогда ранее не игравшие в кино.

Сюжет фильма прост: зимой 1988 года в разгар иракско-иранской войны молодой курд Ако получает повестку о призыве. Он хочет бежать из страны, однако его жена отказывается следовать за Ако, так как не может оставить больного отца. В результате Ако попадает в армию Саддама Хусейна и его направляют на фронт. Молодой солдат пытается получить легкое ранение с тем, чтобы демобилизоваться. Но неожиданно ему приходит приказ получить гроб павшего героя Ирака и доставить его тело до родного города. С этим гробом, покрытым национальным иракским флагом, Ако пересекает весь Ирак с юга на север и постепенно становится подлинным иракцем, познающим собственную страну.

По словам Салеема, центральным образом его картины является та атмосфера диктатуры, которая существовала во время Саддама Хусейна. Однако режиссер попытался придать трагическим событиям, включая войну, простоту и даже комический оттенок. "Юмор мне достался от деда, - заявил Салеем. Обычно дед говорил так: наше прошлое печально, наше настоящее трагично, но на наше счастье, у нас нет будущего". "Курды выжили все эти десятилетия только за счет юмора", - считает Салеем.

Фильм и кончается на оптимистичной ноте: режим Саддама Хусейна пал, хотя ничего не гарантирует, что дела сейчас пойдут лучше, считает Салеем.

Сложности "Нулевого километра" не завершились с окончанием съемок. Салеем хотел, чтобы картина представляла на фестивале Курдистан, однако в итоге он вынужден был согласиться на участие от имени Ирака.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников