КОЛОКОЛ ГРОМКОГО БОЯ

Недавнее заявление главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала флота Владимира Куроедова для государственной власти звучит тревожным колоколом громкого боя. По его словам, действующая группировка наших боевых надводных кораблей сможет просуществовать еще максимум лет 10-15. Если не принять срочных и решительных мер, крах флота бывшей океанской державы неизбежен.

Почему вывод звучит столь жестко? Дело в том, что строительство боевых кораблей - дело дорогостоящее и долгое. И в лучшие-то для военных моряков 70-е годы, когда советские судостроительные заводы работали как часы, на создание и ввод в строй крейсера или эсминца требовалось от 3 до 5 лет. Именно поэтому, чтобы ежегодно, как требовалось в те годы, сдавать флоту в среднем по 4-5 атомных подводных лодок, одному крейсеру, 3-4 эсминца и больших противолодочных корабля, еще десятка полтора кораблей водоизмещением поменьше, на стапелях и у достроечных стенок в разной степени готовности приходилось постоянно держать еще до 100 боевых единиц. Сегодня и уже много лет на тех стапелях - ни одного корабля океанской зоны для российского ВМФ.
Последний "долгострой", доставшийся нам от советских времен, - большой противолодочный корабль проекта 1155.1 "Адмирал Чабаненко" - с горем пополам достроен на калининградском заводе "Янтарь" и поступил на Северный флот еще в 1998 году. С тех пор ничего подобного наш обнищавший ВМФ не заказывал и в обозримой перспективе по той же причине не в состоянии этого делать.
Но, допустим, случилось бы чудо, и деньги на возрождение морского величия Россия нашла. Заложить можно было бы перспективный многоцелевой боевой корабль класса "фрегат" водоизмещением в 4000 тонн. Его проектирование ведется с 2002 года. Но сколько бы лет тот фрегат строили наши подрастерявшие кадры заводчане? Ведь даже чтобы переделать в нормальный авианосец недавно столь удачно проданный Индии авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", Северодвинскому судостроительному заводу пришлось собирать разбежавшихся квалифицированных сварщиков по всей стране. И это при том, что зарплату им сулили до тысячи долларов в месяц.
Да и при нормальных условиях такой заказ пришлось бы выполнять дольше обычных в советские годы для подобных проектов 3-5 лет. Так всегда бывает, когда создается головной корабль новой серии - его собратья дальше идут "под копирку", поэтому в ускоренном темпе.
Поскольку никакого фрегата никто и не собирается пока заказывать, за точку отсчета можно взять другой пример - строящийся в том же Северодвинске ракетный атомный подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий". Заложенный в далеком 1996 году, он не вышел в море и доселе. А если вскоре и отправится на испытания - без основного оружия. Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава" для него так и не создана. Так что начни мы строить первый фрегат даже сегодня - лет через десять (при счастливом стечении обстоятельств) он, возможно, будет готов пополнить российскую эскадру. Но ведь, по расчетам Куроедова, как раз к тому времени эскадры-то, скорее всего, и не станет. И это знает не один Куроедов. Вот вывод члена Совета Федерации, бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова: "Если ситуация не изменится, прежде всего с материальным обеспечением, с финансированием, то к 2015 году Военно-морского флота у России не будет".
Что остается делать в этой ситуации главкому? Выбор невелик: или рапорт об отставке в знак протеста против такого отношения государства к своему былому океанскому величию. Или говорить общественности нечто туманное и успокаивающее про "поэтапное выполнение доктрины по развитию ВМФ". Адмирал Куроедов выбрал второе. Жаль...