03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖАК САПИР: "РОССИИ НЕ ХВАТАЕТ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

Прокофьев Вячеслав
Статья «ЖАК САПИР: "РОССИИ НЕ ХВАТАЕТ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"»
из номера 084 за 13 Мая 2005г.
Опубликовано 01:01 13 Мая 2005г.
Жак Сапир, профессор парижской Высшей школы социальных наук и директор центра по изучению вопросов индустриализации, вот уже не один год внимательно отслеживает процессы, происходящие в российском обществе. Его анализ ситуации может показаться в чем-то жестким, но он сделан человеком, который относится к нашей стране непредвзято, что, кстати, отличает его от многих западных коллег, перековавшихся из "советологов" в специалистов по России.

- Хотелось бы получить у вас ответы на два вопроса. Во-первых, как вам видится нынешняя социально-экономическая ситуация в России? И, во-вторых, что прежде всего можно бы предпринять, чтобы обеспечить более интенсивное развитие страны?
- В течение шести лет в России происходит экономический рост. Он начался в ноябре-декабре 1998 года, еще до скачка цен на нефть. Однако этот рост не смог компенсировать потери, понесенные страной в кризисные, переходные годы - с 1991 по 1997 год. Это значит, что Россия по-прежнему беднее, чем 14 лет тому назад. Отсюда, на мой взгляд, ощущение недовольства в стране.
Сейчас много говорят о ресурсном богатстве России, о том, что страна способна досрочно вернуть часть международного долга, а в Стабилизационном фонде накопились немалые средства. Однако при этом жизнь для многих россиян остается тяжелой. Доходы значительной части населения ниже уровня бедности. Система образования работает плохо, то же самое касается здравоохранения, которое к тому же становится все дороже. Короче говоря, создалось некое противоречие: в стране, которую называют "богатой", слишком многие считают себя бедными. Люди чувствуют свою незащищенность перед лицом житейских невзгод, несчастных случаев, потери работы. Вижу это на примере моих русских коллег, которые, как и я, преподаватели и ученые. Слабая социальная защита - это еще одна причина напряженности в российском обществе.
- Добавлю, что до переломного 1991 года не было такого социального расслоения. Ведь, мягко говоря, далеко не все нувориши с тех пор заработали богатства трудом праведным...
- Это так. По части неравенства в социальной области, а также по доходам сверхбогачей Россия обгоняет многие развитые страны. Но есть еще один аспект. В России ВВП сейчас ниже, чем был в 1991 году. Ее сегодняшнее богатство во многом искажено взлетевшей за последние несколько лет в поднебесье ценой на нефть. Пересчитайте авуары России на основе цен на нефть пятилетней давности, и увидите, что экономический рост хоть и был, но предстает в гораздо менее выигрышном виде.
России не хватает нормально развивающихся промышленности и сферы услуг. Некоторые говорят, что нет ничего страшного в том, что много импортируется товаров - в конце концов так же поступает и Франция, и Германия. Это верно. Но мы много чего и поставляем в третьи страны. Россия же, если исключить оружие, продает на внешних рынках преимущественно сырье. Структура экономики по-прежнему остается деформированной, во-первых, в результате перекосов, которые были свойственны советской системе, во-вторых, как следствие экономического курса, проводившегося при Ельцине, и, в-третьих, по той причине, что накопленные государством средства не инвестируются в социально-экономическое развитие страны.
Значительному профициту внешнеторгового баланса Россия обязана продаже сырья. В стране накапливается много долларов, их надо менять на рубли - платить налоги, зарплаты, короче, расходовать на внутренние нужды. Избыток долларов на валютном рынке приводит к снижению курса и, как следствие, к удорожанию рубля. В итоге становится выгоднее покупать товар за рубежом, нежели производить в России, то есть страдает местный товаропроизводитель. Накопив средства, Российское государство никак не решается их с толком потратить.
Когда разговариваешь с ответственными работниками из президентской администрации, то в отличие от ситуации 5 - 6-летней давности видишь, что есть понимание необходимости придать стимулы ускорения экономике, развивать высокие технологии, наукоемкие отрасли - те, которые будут конкурентоспособны на мировых рынках. Понимание цели налицо, но не видно путей, по которым к ней идти.
- Как, по вашему мнению, может Россия выбраться из этой ситуации?
- Надо воспользоваться деньгами, получаемыми от экспорта природных ресурсов, таким образом, чтобы не стать их рабами. И здесь есть реальная проблема. Она связана с тем, что в стране отсутствует жесткий валютно-финансовый контроль. Свободный рынок валют хорош и работает в стране с диверсифицированной экономикой. Но там, где наблюдается явный "сырьевой флюс", как в России, эта система не годится. Во Франции, к примеру, валютный контроль был снят только в 1984 году. Резкий переход от ситуации, когда в России вообще не было никакого внутреннего валютного рынка, к той, при которой существует полная валютная свобода, - это, скажу откровенно, безумие. Если, скажем, через 10 лет природные ископаемые будут составлять 25 - 30 процентов экспорта России, тогда переход к полностью свободному обменному курсу будет логичным, но не раньше. И не стоит бояться шагов по валютному регулированию. Почему в 1998 году в Чили не разразился кризис, от которого пострадала Аргентина и Бразилия? Потому что там был контроль за обменным курсом.
- На что, как вы считаете, стоит обратить внимание при формировании программы экономического строительства?
- На инфраструктуру, которая находится в плачевном состоянии. Это и железные дороги, и хромающая система здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство - источник огромнейших энергопотерь. Сети надо модернизировать, строить новые. Если будет решено инвестировать в инфраструктуру, то в условиях стабилизации валютного рынка станет выгодней необходимые для этого материалы и оборудование производить в России. Тогда и иностранные компании потянутся в вашу страну. Далее - жилищное строительство. Значительная часть долгов была построена в период между 1960 и 1980 годами, и срок эксплуатации подходит к завершению. У нас во Франции - примерно то же: сейчас мы начинаем сносить старые дома, строить новые - реконструировать их обойдется дороже. Жилищная программа подтолкнет развитие строительной промышленности и всего того, что необходимо для обустройства квартир.
Вот две огромные программы капиталовложений. Как их финансировать? К примеру, во Франции существует специальная касса депозитов и сбережений, где скапливаются средства как государственные, так и частные. При ней функционируют инвестиционные агентства, которые являются смешанными структурами государственного подчинения с привлечением независимых экспертов. Воплощая в жизнь принятые в централизованном порядке решения, они смогут профессионально реализовать проекты при наличии эффективного контроля. У нас эта практика активно использовалась в 50-е - 60-е годы прошлого века. И сейчас экономический курс определяется правительством с учетом мнения региональных властей. Таким образом, можно получить программу, в которой была бы сформулирована как глобальная, так и региональная стратегия. Помимо неравенства между различными слоями населения, в России существует и еще одно неравенство - между регионами, о чем говорит разброс в доходах на душу населения, составляющий 1 к 18. Поэтому программа в области инфраструктуры и жилищного строительства должна учитывать этот перекос и стремиться к его исправлению, в частности, на юге России и Северном Кавказе, где довольно сложная социально-экономическая ситуация.
- Чтобы разработать программу преобразований, создать механизмы ее реализации, надо полагать, нужна политическая воля.
- Естественно, такие вопросы решаются на самом верху. Понимание стоящих перед страной задач, как мне кажется, у вас существует. В мучениях и слезах Россия приобрела опыт и, думаю, сможет избежать тяжелых ошибок, допущенных в 1992-ом - 1998 годах. Надо взять в свои руки финансовые средства, задействовать государственные структуры - министерства, местные власти. Это тяжело было сделать во Франции, можно представить, что в России эта задача еще сложнее.
Расскажу один случай, который имеет отношение к Шарлю де Голлю и к появлению такой вещи, как городское планирование. В начале 60-х годов было принято решение о строительстве к западу от Парижа крупного делового квартала Дефанс. Некоторое время после начала строительства, генерал совершал облет на вертолете этого района и увидел там урбанистический хаос. Он обернулся к советникам и сказал в свойственной военным манере: "Что это еще за бардак? Наведите там порядок!" Зная крутой нрав генерала, советники подняли всех на ноги: нужно было что-то делать и делать быстро. За полгода появился план городского развития, который охватил весь парижский район. Если раньше был отдельно Париж и отдельно его окраины, которые развивались самостоятельно, - новый подход учитывал и то, и другое в совокупности. Изменили законы, изменили соответствующие подзаконные акты. И все потому, что было четкое политическое решение, и все знали, что выводы будут сделаны самые радикальные. Генерал де Голль был демократом, но не терпел некомпетентных, неисполнительных людей, и ему было все равно, кто они - левые или правые. Главное, чтобы дело было сделано.
Мне кажется, вам следует определиться в отношении остатков либерального наследства, которое до сих пор сохраняется в государственных структурах. Надо четко понимать, что альтернативные взгляды и программы хороши в парламенте, но, когда речь идет о сделанном выборе, реализовать его надо единой сплоченной командой. Я считаю, что потенциал развития в России велик. Вместе с этим я вижу, что ваши элиты испытывают немалые трудности с принятием серьезнейших решений. Было бы желательно, чтобы появилась конкретная экономическая стратегия, способная вывести страну на качественно новый уровень. Проблема не в том, останется или покинет правительство тот или иной человек, а в том - есть ли согласие между определенными политическими силами по программе действий. Если оно есть, то надо без проволочек действовать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников