АКУНИН ОКАЗАЛСЯ ЭГОИСТОМ

Двухтомный роман называется "Ф.М.". Его герой Николас Фандорин, внук великого сыщика Эраста Фандорина, знакомого нам по культовым романам, занят поисками потерянного варианта "Преступления и наказания" Достоевского и старинного перстня с бриллиантом. События, происходящие параллельно в XIX и XXI столетиях, во многом перекликаются между собой.

"Ф.М." - это не только литературное произведение: так же называется игра с читателем, которую придумал Борис Акунин. В нее-то и предложили сыграть журналистам, пришедшим на презентацию. До этого каждый из них получил только первую часть двухтомника и теперь должен был, вооружившись интуицией, угадать, кто из героев в финале окажется преступником как в исторической, так и в современной части. Победителя ждал крупный приз, но он не достался никому - и на этот раз коварный Акунин одержал верх над читателями.
Хозяин вечера, он же автор "Ф.М.", предложил собравшимся испытать также "музыкальное потрясение". Он признался, что толчком к воплощению его замысла стала песня Бориса Гребенщикова про то, как "Достоевский был ранен и потом спасен неким не вполне трезвым хирургом". Писатель сказал, что сам исполнит эту песню и это станет настоящим потрясением. Народ заволновался. "Впрочем, - заметил великодушный Акунин, - у Гребенщикова это лучше получится". Тут "из кустов" вышел сам Б.Г. с гитарой. Надо ли говорить, как был принят этот номер?..
Между делом выяснилось, что Акунин никогда раньше не устраивал презентаций своих изданий: нынешняя - первая. Сподвигли его на этот подвиг два обстоятельства: "Ф.М." - его 25-я книга, а на днях ему исполняется 50 лет.
В программе встречи также значилось "созерцание некоторых чисто конкретных предметов", как-то: топора Раскольникова, обагренного кровью (т.е. кетчупом), страниц неизвестной рукописи Достоевского (произведение известного современного питерского каллиграфа) и перстня с бриллиантом, из-за которого в романе и разгорелся весь сыр-бор. Ювелирное изделие демонстрировалось под особым стеклянным колпаком и охранялось полицейским в форме позапрошлого века и современным секьюрити. Кстати, этот антикварный перстень получит читатель, которому посчастливится победить в "Ф.М.-игре".
Многомудрый Акунин, конечно, предвидел, что у всегда скептически настроенных журналистов возникнет вопрос о смысле всей этой затеи. И объяснил, что "игру в классики", которую он ведет с читателями, давно хотелось вынести за пределы литературного текста. И цель его - не культуртрегерская, а скорее эгоистическая. Нашему автору хочется, чтобы как можно больше людей читали классику, интересовались ею - ему будет гораздо лучше жить с таким читателем. В связи с выходом романа, который является в каком-то смысле ремейком "Преступления и наказания", издательством "Олма-пресс" подготовлена целая программа, включающая викторины, игры, конкурсы, призванные заставить даже самых ленивых открыть роман Достоевского и прочитать его. Не с отвращением, как в школе, а с интересом. А премии и призы должны убедить читателей, что чтение обогащает. Во всех смыслах.