Главная Культура 05:29 13 Мая 2010 5193
Вячеслав Бутусов: «Когда родился Даниил, я почувствовал прилив неведомых мне сил»
В мае выходит новый альбом Вячеслава Бутусова «Из рая в рай»
Заозерская Анжелика

— Признаюсь, я давняя поклонница вашего творчества, и, оказавшись в каком-то городе, где вы гастролировали, ходила на ваши концерты. Хорошо помню выступление в Смоленске.

— Смоленск — несчастный город! Мы ехали в город Славы и Победы, а увидели заброшенность, уныние, даже убитость. Я ведь архитектор-градостроитель, и поэтому воспринимаю каждый город как по его архитектуре, так и по настроению, атмосфере. Впрочем, каждый раз, приезжая в одно и то же место, видишь город по-новому, в ином цвете. Возможно, тогда в Смоленске нам не повезло, или разруха была в наших головах — скорее всего, именно так. Ведь изначально все исходит из собственной головы.

— Почему для альбома «Из рая в рай» выбрали концерт в Алма-Ате, во время которого разговаривали с публикой, даже отвечали на вопросы? Известно, что Вячеслав Бутусов не произносит на сцене лишних слов, а все вкладывает только в свою музыку.

— Идея исходила от ребят из Алма-Аты, в частности от Бахта Ниязова, который возглавляет компанию «Реал Art Production», они базируются в Алма-Ате. Эти ребята пытаются нас взбодрить своим оптимизмом. Одним из шагов в этом направлении и была мысль сделать открытый для общения концерт, на котором бы я реабилитировался перед публикой. В том смысле, что в последнее время я отгораживался от иных форм контакта с залом, кроме музыки. Для меня существует студия, где я чувствую себя как рыба в воде, и сцена, где мне весьма неловко. А равновесие между студией и публикой надо было бы найти. Вот я и попытался это сделать на концерте в Государственном академическом театре драмы имени Лермонтова в Алма-Ате. Как мне кажется, для этого сцену по ощущениям надо наполнить чем-то осмысленным, чтобы приблизить ее атмосферу к творческой в студии. А разбалансировка на самом деле очень сильно угнетает.

— Вы стремитесь прийти к равновесию, что в вашем случае вполне закономерно. Вы же по знаку Зодика Весы, которые всю жизнь заняты тем, что ищут гармонию и соразмерность.

— Я довольно поздно узнал, что стихия Весов — воздух, до этого у меня были другие представления о своем знаке. Гороскопы — условность, которую мы приняли, чтобы легче было ориентироваться в системе координат. На самом деле все обстоит гораздо сложнее, а может, и проще.

— Для того чтобы сохранить свой мир, чтобы создавать такую замечательную музыку, необходимо защищаться, отгораживаться от неприятных вещей и людей?

— Раньше я думал, что нужно уйти в скит, от всех спрятаться. Но сейчас понял, что это совершенно невозможно. И быт, и вся рутина, и разные мирские обстоятельства все равно ломятся, как бы ты от них ни прятался. Поэтому лучше просто выйти на свет, свежий воздух, и пусть эта суета ломится в твои закрытые двери.

— Вы один из самых гармоничных рок-музыкантов в нашей стране. У вас большая дружная семья, четверо детей, красивая и содержательная музыка, не скандальная жизнь. Вы к этой идиллии целенаправленно шли или вам просто повезло?

— Гармония — такая вещь, к которой можно только прикоснуться. Но этого прикосновения достаточно, я думаю. Главное — удержаться в этом состоянии.

— В семье, на сцене, в студии — где вы чаще ощущаете прикосновение к гармонии?

— Дома, в семье, конечно. Студия — это искушение, это полное погружение с головой, даже наслаждение в какой-то момент. И это не совсем нормально, потому что потом наступает похмелье. А в семье так все разнообразно происходит: надо каждому родному человеку уделить внимание и в целом держать внимание как главе семейства, и это помогает сохранять свое сознание в трезвости и порядке.

— У вас три девочки и мальчик. Когда рождается новый ребенок, вас это вдохновляет?

— Когда родился Даниил, я почувствовал прилив неведомых мне сил, о которых уже и не мечтал. Во-вторых, Даниил, как ни странно, несмотря на то что самый маленький в семье, всех нас призывает к порядку. Оказывается, мы все до такой степени распустились, что маленький ребенок в состоянии привести нас в норму.

— Вашу жену зовут Анжелика, а вот детей вы назвали древними русскими именами Анна (дочь от первого брака. — «Труд»), Ксения, Софья, а мальчика — Даниилом. Не было искушения дать ребенку экзотическое, хитромудрое имя?

— Имена наших детей или греческие, или еврейские. У одного меня имя где-то в славянском поле. Девочку еще можно было назвать, например, Василисой (по ассоциации с Премудрой), но только не хитрым именем. От хитрости всем надо избавляться. Анжелика хотела назвать Даниила Христофором, а я — Добрыней. Но когда сын родился, мы на него оба взглянули и поняли, что не хватает нам духу дать ребенку вычурное имя. Выбрали имя Даниил, которое ко многому обязывает. И Даниил оправдывает свое имя, он очень требовательный мальчик. Причем требует не на пустом месте, а все обосновывает. Он все может объяснить: почему это, почему то. Когда объяснить не может, то начинает говорить другим языком, действиями или жестами. Когда Даниил четко понимает, чего от нас требует, то говорит более чем внятно.

— В Данииле вы узнаете себя маленького? Или все-таки ваш сын — особенный человек?

— Конечно, Даниил особенный, он другой. Тем более что себя маленького я не помню. Помню только, что видел мир глазами маленького человека, а каким я был, не очень хорошо себе представляю. Если судить по фотографиям, то вполне мирный ребенок, спокойный. Но проанализировать себя маленького так, как сейчас себя анализирую, не могу. Какой-то детский мир, как в кино. Так было до восьми лет, пока не пошел в школу.

— На концерте в Алма-Ате (я слушала только что вышедший альбом) на вопрос о вашем главном деле в жизни вы несколько иронично сказали, что во многих делах поучаствовали, например в рождении детей, но назвать это только свои делом не можете.

— Ну да, все так и есть. Я воспринимаю свое участие только в том случае, если приношу людям пользу. Если делаю бессмысленные вещи — это не участие, а так, прозябание. Принцип «главное — не навредить» меня не совсем устраивает.

— А что такое польза?

— По большому счету польза — это благотворительность. Возможно, это громко сказано, зато понятно. Иногда я говорю категорично и односложно, чтобы быть правильно понятым. Мне свойственно растекаться по древу, тогда люди ничего не понимают из того, что я так долго объясняю. Поэтому стараюсь на некоторые вопросы отвечать, как школьник — одним, двумя словами.

— Ваши старые песни «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», на ваш сегодняшний взгляд, принесли на заре перестройки больше вреда или пользы?

— Они попали в струю умирания недоразвитого социализма. А перестройка уже была позже — когда началась генеральная уборка, во время которой пыль столбом, но на энтузиазме. Мы до сих пор эти песни исполняем. К 25-летию «Наутилуса Помпилиуса» мы выпустили пластинку, куда вошли эти композиции, а потом полтора года играли эту программу во многих городах.

— В жизни не удавалось повстречать Алена Делона?

— Да у меня и нужды такой не было.

— Вы признавались в своей любви к кинематографу, в ваших песнях есть упоминание не только Делона, но и Такеши Китано, Роберта-Де Ниро. Почему при такой фактуре, как у вас, при интересе к кино как искусству не сыграли главную роль в фильме?

— А нет такого режиссера, который бы предложил мне играть.

— Перед встречей с вами я беседовала со знаменитым питерским оператором Дмитрием Долинским, работавшим с Валерием Огородниковым — создателем культового «Взломщика» с Константином Кинчевым. И мастер кино сказал, что ему нравятся тексты ваших песен, а вот музыки, мелодии в них мало. Чем можете на это возразить?

— Кроме Кинчева во «Взломщике» я больше ничего не запомнил. Тем не менее для меня мелодия, гармония — самые важные составляющие, все остальное в музыке второстепенно. В первую очередь я слушаю мелодию, а потом уже представляю, как это гармонизировать.

— В своем новом альбоме «Из рая в рай», отвечая на вопрос, кто вы — артист, музыкант, поэт, художник, вы сказали, что архитектор. По диплому — да, а по мироощущению?

— Уже даже и не архитектор. Меня очень утомляет заниматься чем-то одним. На мой взгляд, человек все-таки должен витать в облаках, тем более в наше время. А для того чтобы витать, а если удастся, то и летать, надо не загружать себя какими-то обстоятельствами, а ко всему подходить на уровне наития.

— Андрей Макаревич, которого вы как мэтра, классика вспоминаете на концерте в Алма-Ате, недавно сказал мне в интервью, что все порывы человека взлететь и парить несбыточны, что еще ни одному человеку не удалось научиться летать самому, и поэтому нечего дурить людям голову. Признаюсь, я была несколько разочарована…

— Состояние птицы меня привлекает и даже вызывает восторг. Когда я ощущаю себя в подобном состоянии, то это здорово.

— В вашей композиции «Моя звезда» есть строки: «Она ведет меня на Крайний Север». Как человек, родившийся в суровом Красноярске, вы обладаете менталитетом этого народа, отличительной чертой которого является стремление к правде и прямоте. Ведь северяне, как правило, не грешат враньем?

— С помощью северных мотивов я замораживаю эмоции, чтобы особенно не горячиться. Что же касается правды-матки в глаза, то по-другому нельзя, как иначе? Некоторое время я жил в состоянии подростка, который просто опасается говорить, ибо и неправду говорить язык не поворачивается, и правду как-то неловко произносить, опасно. Хотя говорить правду очень полезно для здоровья, ибо все человеческие болезни от неправды. И умирают люди от неправды.

— Ваша музыка настоящая, осмысленная и при этом красивая. И такая же частная жизнь?

— Я стремлюсь к этому. Жить не по лжи нелегко. Завидую людям, которым это легко дается и нет нужды себя контролировать.

— Что в вашем представлении рай, какой он? И почему альбом называется «Из рая в рай»?

— Рай — это материнская утроба. Когда ребенок во чреве матери — это его персональное ощущение рая. Общее ощущение рая — когда между людьми взаимопонимание, любовь, согласие, мир. Рай — Земля, но приведенная в порядок.

— Для альбома «Из рая в рай» вы используете очень интимную интонацию: один на один с большим залом, поете тихим голосом и как никогда задушевно, камерно. Не только в манере исполнения, но и в вашем облике, в одежде есть что-то домашнее, уютное… Тогда как многие помнят Бутусова во френче с металлическими пуговицами, в высоких сапогах, аскетичным и строгим.

— Когда сидишь один в зале и все песни исполняешь один, под гитару, все звучит по-другому. Многие песни, которые мы играем с «Ю-Питером», под гитару почти невозможны. Что же касается одежды на сцене, то в последнее время я вообще без особого рвения отношусь к тому, во что одет. Главное, чтобы было удобно и не вызывающе. Мне бы не хотелось сейчас кричать и обращать на себя внимание.

— Однажды вы признались, что любите придумывать различные названия. А почему «Ю-Питер»? Ваша группа больше город или планета?

— «Ю-Питер» — довольно банальное название. Мы не дерзнули пойти дальше и придумать что-то необычное. Вариантов было много, но все они носили гротескный характер. Георгий Каспарян удержал меня от инфантилизма. Хотя похулиганить я иногда люблю. Точнее, у меня есть этакая склонность к баловству.

— А про кошку, которая уронила на пол чашку белую, — это баловство? Именно с этой как бы детской песенки начинается альбом «Из рая в рай».

— Это некий псевдофольклор. Я спроецировал себя в образ человека, который вернулся к своим корням, лег на печку…

— Песня «Настасья», героиня которой «целовала себя взасос», — это что, пародия на молодых женщин, а может, и жалость к ним?

— Скорее памфлет: незрелая женщина глазами незрелого мужчины. Но «Настасью» нельзя воспринимать как цельный образ, портрет, это зарисовка. В жизни каждого из нас есть моменты, в которые раскрывается наша истинная сущность, как сложившийся кубик-рубик.

— Незрелая женщина — это та, которая всего хочет от других, а сама не готова ничего дать?

— Незрелая женщина, в моем представлении, не находит объяснения своему поведению в силу духовной неразвитости. Всем нам знакомо состояние маяты, беспричинного беспокойства, неопределенности. Тогда как человек духовный ко всему готов и всему может найти объяснение, поэтому не впадает в состояние паники, растерянности, и в нем нет причитаний. Духовный человек — как птица.

— Когда выходит ваш альбом «Из рая в рай»?

— Будут два концерта — 6 июня в Москве и 5 июня в Питере, — аналогичные концерту в Алма-Ате, который лег в основу альбома «Из рая в рай». В Москве я буду выступать один, под гитару, в Доме музыки. Я очень волнуюсь, просто жуть как волнуюсь. Никогда не пел в таком академическом зале.

Наше досье

Вячеслав Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. В 1982 году с Дмитрием Умецким создали группу «Наутилус Помпилиус» и в сотрудничестве с Александром Пантыкиным выпустили свой первый альбом.

В 2001-м создал группу «Ю-Питер». Женился во второй раз на ленинградке Анжелике Эстоевой. От первого брака есть 20-летняя дочь Анна, в нынешней семье трое детей: Ксения (17 лет), Софья (9 лет) и Даниил (4 года).

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11653
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7322
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7004
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6247
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6195
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?