— Признаюсь, я давняя поклонница вашего творчества, и, оказавшись в каком-то городе, где вы гастролировали, ходила на ваши концерты. Хорошо помню выступление в Смоленске.
— Смоленск — несчастный город! Мы ехали в город Славы и Победы, а увидели заброшенность, уныние, даже убитость. Я ведь
— Почему для альбома «Из рая в рай» выбрали концерт в
— Идея исходила от ребят из
— Вы стремитесь прийти к равновесию, что в вашем случае вполне закономерно. Вы же по знаку Зодика Весы, которые всю жизнь заняты тем, что ищут гармонию и соразмерность.
— Я довольно поздно узнал, что стихия Весов — воздух, до этого у меня были другие представления о своем знаке. Гороскопы — условность, которую мы приняли, чтобы легче было ориентироваться в системе координат. На самом деле все обстоит гораздо сложнее, а может, и проще.
— Для того чтобы сохранить свой мир, чтобы создавать такую замечательную музыку, необходимо защищаться, отгораживаться от неприятных вещей и людей?
— Раньше я думал, что нужно уйти в скит, от всех спрятаться. Но сейчас понял, что это совершенно невозможно. И быт, и вся рутина, и разные мирские обстоятельства все равно ломятся, как бы ты от них ни прятался. Поэтому лучше просто выйти на свет, свежий воздух, и пусть эта суета ломится в твои закрытые двери.
— Вы один из самых гармоничных
— Гармония — такая вещь, к которой можно только прикоснуться. Но этого прикосновения достаточно, я думаю. Главное — удержаться в этом состоянии.
— В семье, на сцене, в студии — где вы чаще ощущаете прикосновение к гармонии?
— Дома, в семье, конечно. Студия — это искушение, это полное погружение с головой, даже наслаждение в
— У вас три девочки и мальчик. Когда рождается новый ребенок, вас это вдохновляет?
— Когда родился Даниил, я почувствовал прилив неведомых мне сил, о которых уже и не мечтал.
— Вашу жену зовут Анжелика, а вот детей вы назвали древними русскими именами Анна (дочь от первого брака. — «Труд»), Ксения, Софья, а мальчика — Даниилом. Не было искушения дать ребенку экзотическое, хитромудрое имя?
— Имена наших детей или греческие, или еврейские. У одного меня имя
— В Данииле вы узнаете себя маленького? Или
— Конечно, Даниил особенный, он другой. Тем более что себя маленького я не помню. Помню только, что видел мир глазами маленького человека, а каким я был, не очень хорошо себе представляю. Если судить по фотографиям, то вполне мирный ребенок, спокойный. Но проанализировать себя маленького так, как сейчас себя анализирую, не могу.
— На концерте в
— Ну да, все так и есть. Я воспринимаю свое участие только в том случае, если приношу людям пользу. Если делаю бессмысленные вещи — это не участие, а так, прозябание. Принцип «главное — не навредить» меня не совсем устраивает.
— А что такое польза?
— По большому счету польза — это благотворительность. Возможно, это громко сказано, зато понятно. Иногда я говорю категорично и односложно, чтобы быть правильно понятым. Мне свойственно растекаться по древу, тогда люди ничего не понимают из того, что я так долго объясняю. Поэтому стараюсь на некоторые вопросы отвечать, как школьник — одним, двумя словами.
— Ваши старые песни «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», на ваш сегодняшний взгляд, принесли на заре перестройки больше вреда или пользы?
— Они попали в струю умирания недоразвитого социализма. А перестройка уже была позже — когда началась генеральная уборка, во время которой пыль столбом, но на энтузиазме. Мы до сих пор эти песни исполняем. К
— В жизни не удавалось повстречать Алена Делона?
— Да у меня и нужды такой не было.
— Вы признавались в своей любви к кинематографу, в ваших песнях есть упоминание не только Делона, но и Такеши Китано,
— А нет такого режиссера, который бы предложил мне играть.
— Перед встречей с вами я беседовала со знаменитым питерским оператором Дмитрием Долинским, работавшим с Валерием Огородниковым — создателем культового «Взломщика» с Константином Кинчевым. И мастер кино сказал, что ему нравятся тексты ваших песен, а вот музыки, мелодии в них мало. Чем можете на это возразить?
— Кроме Кинчева во «Взломщике» я больше ничего не запомнил. Тем не менее для меня мелодия, гармония — самые важные составляющие, все остальное в музыке второстепенно. В первую очередь я слушаю мелодию, а потом уже представляю, как это гармонизировать.
— В своем новом альбоме «Из рая в рай», отвечая на вопрос, кто вы — артист, музыкант, поэт, художник, вы сказали, что архитектор. По диплому — да, а по мироощущению?
— Уже даже и не архитектор. Меня очень утомляет заниматься
— Андрей Макаревич, которого вы как мэтра, классика вспоминаете на концерте в
— Состояние птицы меня привлекает и даже вызывает восторг. Когда я ощущаю себя в подобном состоянии, то это здорово.
— В вашей композиции «Моя звезда» есть строки: «Она ведет меня на Крайний Север». Как человек, родившийся в суровом Красноярске, вы обладаете менталитетом этого народа, отличительной чертой которого является стремление к правде и прямоте. Ведь северяне, как правило, не грешат враньем?
— С помощью северных мотивов я замораживаю эмоции, чтобы особенно не горячиться. Что же касается
— Ваша музыка настоящая, осмысленная и при этом красивая. И такая же частная жизнь?
— Я стремлюсь к этому. Жить не по лжи нелегко. Завидую людям, которым это легко дается и нет нужды себя контролировать.
— Что в вашем представлении рай, какой он? И почему альбом называется «Из рая в рай»?
— Рай — это материнская утроба. Когда ребенок во чреве матери — это его персональное ощущение рая. Общее ощущение рая — когда между людьми взаимопонимание, любовь, согласие, мир. Рай — Земля, но приведенная в порядок.
— Для альбома «Из рая в рай» вы используете очень интимную интонацию: один на один с большим залом, поете тихим голосом и как никогда задушевно, камерно. Не только в манере исполнения, но и в вашем облике, в одежде есть
— Когда сидишь один в зале и все песни исполняешь один, под гитару, все звучит
— Однажды вы признались, что любите придумывать различные названия. А почему
—
— А про кошку, которая уронила на пол чашку белую, — это баловство? Именно с этой как бы детской песенки начинается альбом «Из рая в рай».
— Это некий псевдофольклор. Я спроецировал себя в образ человека, который вернулся к своим корням, лег на печку…
— Песня «Настасья», героиня которой «целовала себя взасос», — это что, пародия на молодых женщин, а может, и жалость к ним?
— Скорее памфлет: незрелая женщина глазами незрелого мужчины. Но «Настасью» нельзя воспринимать как цельный образ, портрет, это зарисовка. В жизни каждого из нас есть моменты, в которые раскрывается наша истинная сущность, как сложившийся
— Незрелая женщина — это та, которая всего хочет от других, а сама не готова ничего дать?
— Незрелая женщина, в моем представлении, не находит объяснения своему поведению в силу духовной неразвитости. Всем нам знакомо состояние маяты, беспричинного беспокойства, неопределенности. Тогда как человек духовный ко всему готов и всему может найти объяснение, поэтому не впадает в состояние паники, растерянности, и в нем нет причитаний. Духовный человек — как птица.
— Когда выходит ваш альбом «Из рая в рай»?
— Будут два концерта — 6 июня в Москве и 5 июня в Питере, — аналогичные концерту в
Наше досье
Вячеслав Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. В 1982 году с Дмитрием Умецким создали группу «Наутилус Помпилиус» и в сотрудничестве с
В