Главная Культура 12:00 13 Июня 2023 2353
Чайковский в зале Чайковского

Госоркестр Татарстана вернул москвичам музыку их современника, земляка и классика

Сергей Бирюков
Александр Чайковский, Александр Сладковский, Олеся Петрова, Наталья Петрожицкая, Евгения Кривицкая, Госоркестр Татарстана, хоровые коллективы имени Юрлова и Попова. Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

Когда речь заходит об авторском концерте современного композитора, рука критика готова по привычке писать: к юбилею такого-то… Стоп, но у классика наших дней Александра Чайковского – никакого юбилея. «Просто» у народного артиста России, многолетнего профессора и заведующего кафедрой композиции Московской консерватории, ученика великих музыкантов – Тихона Хренникова, Генриха Нейгауза, Льва Наумова – столько масштабной, яркой, актуальной музыки, что ее хватит на десятки авторских вечеров в течение многих лет. И повторяться не придется, и каждая программа станет такой же запоминающейся, каким оказался концерт 6 июня в Московской филармонии.

В его афишу вошли Пятая симфония, Концерт для двух фортепиано с оркестром, Русский реквием. Любой из этих партитур хватило бы, чтоб о программе, где она прозвучала, заговорили как о событии. Вместе же получился настоящий «залп» капитальных работ Александра Владимировича, за который Москва должна быть благодарна прежде всего Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан под руководством народного артиста России Александра Сладковского. Этот коллектив, один из ведущих отечественных симфонических ансамблей, связывает с Александром Чайковским давняя творческая дружба. Особый интерес для автора этих строк (и думаю, не только для меня) представили Симфония и Реквием, в силу их чрезвычайной масштабности исполняемые совсем нечасто.

Симфония прозвучала лишь во второй раз (до того была мировая премьера на фестивале современной музыки Concordia в Казани в 2021 году). У двухчастного опуса нет объявленной программы, но, мне кажется, очевидно: произведение, писавшееся в конце 2010-х годов, пронизано ощущением нарастающей мировой боли. Это тем более поразительно, что ни пандемия, ни грядущая военная беда явными месседжами в ту пору себя еще не проявляли, но их грозные раскаты совершенно отчетливы в этой горячей партитуре. Ее первую часть я бы назвал диалогом голосов тревоги и мира – он слышен в постоянных переходах от атмосферно-колокольных аккордов духовых к скорбным репликам скрипок, от грохота литавр к соловьиному щебету флейты-пикколо, от канонады ударных к переборам арф, которые стремятся в светлый верхний регистр, словно желая стать надежной опорой для песни мира – но ее не наступает, звучание части печально гаснет… После этого во второй части образов агрессии уже не остается, и кларнет, флейта, скрипки могут наконец вольно запеть, вот только выходит у них не гимн победы, а плач – светлый, пронзительный, будто отдающийся эхом уже не на земных просторах, а где-то выше, в недоступных смерти хрустальных небесных чертогах… И вдруг все обрывается общим вскриком.

В отличие от Симфонии, у Концерта для двух фортепиано с оркестром богатая исполнительская история. Написанный по заказу знаменитого советско-украинско-американского пианиста Александра Слободяника и впервые исполненный им вместе с Ефимом Бронфманом и Питтсбургским оркестром под управлением петербуржца Мариса Янсонса еще в 2002 году, опус затем звучал и в интерпретации автора совместно с Андреем Диевым, а как-то даже вошел в программу киевского фестиваля имени Владимира Крайнева в исполнении дочерей двух старинных друзей, Александра Чайковского и Юрия Башмета – Дарьи и Ксении.

Популярность вещи совершенно понятна – Слободяник, по словам композитора, просил написать виртуозное, эффектное, легко отзывающееся в слушательских душах сочинение. И оно именно таким у знаменитых московских пианистов Бориса Березовского и Дмитрия Маслеева, поддержанных ГАСО Татарстана, вышло. Заодно получившись очень образным во всех своих трех частях – польке-скерцо-марше (начальное Аллегро), сокровенной мелодии с богатыми орнаментами каденции (Анданте), наконец энергично-угловатой финальной токкате, неожиданно приводящей к тихой песне-плачу роялей. Александр Владимирович говорит, что использовал здесь мелодию украинской народной щедривки – рождественские колядки.

И вот после этой полной очарования интермедии – второй смысловой полюс программы: Русский реквием.

Эта партитура, как и Концерт, насчитывает немало лет со дня написания (была заказана краснодарскими музыкантами во главе с дирижером Владимиром Зивой к 60-летию Победы), вот только звучала она гораздо реже Концерта, что неудивительно: два хора, две солистки-вокалистки, четверной состав оркестра – поди собери такую массу исполнителей… В Москве произведение не слышали с 2006 года.

В его восьми частях звучат стихи пяти прославленных русских поэтов. Благородному минорному хору «Когда пробьет последний час природы» (Тютчев) контрастирует марш-скороговорка флейт, валторн, труб (о том, что жизнь быстротечна?), в свою очередь останавливаемый простой и печальной песней меццо-сопрано «На краю деревни старая избушка» (стихи Есенина пропевает солистка Михайловского театра Олеся Петрова). Духовая фуга, заставляющая вспомнить самые жесткие страницы Восьмой симфонии Шостаковича, умолкает при звуках тихого причитания сопрано «Девушка пела в церковном хоре» (Блок, соло Натальи Петрожицкой из Московского академического музыкального театра). Вопль оркестра, который, попади он в реквиемы Берлиоза, Дворжака или еще кого-то из приверженцев традиционных форм, несомненно получил бы название «Туба мирум» («Труба предвечного»), здесь, однако, быстро уступает место стону меццо «Ни страны, ни погоста» (Бродский). Из задушевно-доверительного дуэта солисток «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя» (Заболоцкий), как могучий дуб из малого зерна, вырастает грандиозный общий апофеоз, объединивший оба хора (Капеллу имени Юрлова и Большой детский хор имени Попова), оркестр, орган (за пультом – профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая). Этот ослепительно-мажорный распев псалма Давида «Боже, Тебя от ранней зари ищу я» чем-то напомнил знаменитую разработку православного песнопения «Спаси Господи люди твоя» авторства также Чайковского, только не Александра, а Петра – в хрестоматийной увертюре «1812 год», которую, мне почему-то думается, Александр Владимирович держал в уме, сочиняя свое приношение Победе в Великой Отечественной войне.

После этого естественно и даже неизбежно прозвучал бис – богатырская пляска из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане», которая стала своего рода эмблемой ГАСО Татарстана и исполняется коллективом после большинства концертов. Дирижер демонстративно покинул свой подиум – этот могучий победный ритм они с композитором внедрили в сознание оркестрантов с надежностью «Отче наш». Зал ответил восторженной овацией. Вот на нее руководителю коллектива, автору и всем участникам концерта уже пришлось выйти на сцену зала имени Чайковского.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11485
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7172
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6851
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6098
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5980
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?