"ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ" В ПАРИЖ

Вот уже третий год подряд из штаб-квартиры координационного комитета международной программы "Партнерство ради прогресса", находящейся в Париже, одна за другой приходят награды в ОПХ госплемзавод "Ленинский путь". В 1997 году - приз "Золотой Меркурий". Еще через год - "Большое золотое клише". А накануне нового тысячелетия пришло сообщение, что ОПХ госплемзавод "Ленинский путь" осчастливлено "Хрустальной Никой" "за устойчивую динамику производства и реализации продукции, коммерческую предприимчивость и высокий профессионализм в управлении". Золотой медали и звания "Директор года" удостоен руководитель ОПХ, доктор философии в области делового управления, кандидат технических наук, заслуженный механизатор сельского хозяйства РСФСР Григорий Иосифович Рогинский.

"КОНФУЦИЙ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ"
За "Меркурием" Рогинский должен был лететь в столицу ЮАР Йоханнесбург. За "Золотым клише" - в Рим. Причем приглашения были на двоих человек - с супругой. Другой бы на его месте последнего племенного быка из колхозного стада продал, чтобы прошвырнуться по миру с ветерком. Григорий Иосифович от приглашений из Парижа вежливо отказался. Поехал только за "Никой". Да и то потому, что вручали ее в Москве, где попутно надо было решить кое-какие проблемы Минсельхозпрода.
- Дело тут не только в деньгах, - с хитрецой в глазах говорит директор, - хотя и в них тоже. Ну не могу я себе позволить поездку в Африку или в Италию, когда народу живется совсем туго. Не поймут. У Конфуция есть такая мысль: "Стыдись быть бедным и незнатным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути".
Признаться, поначалу я подумал, что эту цитату Рогинский ввернул для красного словца. Мол, знай наших! Но за несколько дней пребывания в хозяйстве убедился, что есть еще, слава Богу, такие уголки в России, где книжная мудрость питает умы, словно живой ключ большую реку. И, наверно, это хорошо, когда кубанец Рогинский "советуется" с тем же Конфуцием или со знаменитым американским менеджером Якоки, всемирно известным экономистом Леонтьевым... А то и с самим Лениным. Да, да!
Опыт, между прочим, черпают в прошлом, а не в будущем. Рогинский и члены его команды управленцев глубоко убеждены, что в угоду потребе дня из знаменитого ленинского постулата о кухарке, способной управлять государством, выхолощен истинный смысл: государство должно вовлекать в управление как можно большее число простых тружеников. Так делают в Соединенных Штатах, где рабочие входят в советы акционеров. Так делают в Японии, где создаются специальные группы научно-технического прогресса. И так не делают в России. Почему? Только потому, что Ленин позвал к государственному рулю кухарку?
Между прочим, и наградой из Парижа ОПХ отмечено за то, что здесь создана своеобразная структура управления, где решающее слово остается за большим советом хозяйства, куда входят не только ведущие специалисты, но и ведущие - именно так! - рабочие. Кроме того, есть здесь еще и своеобразный сенат. Так называют высшую рабочую палату, которую возглавляет механизатор Павел Мажаров. Есть внутрихозяйственные отраслевые ассоциации, которым дозволено лоббировать интересы животноводов, растениеводов, кормозаготовителей, переработчиков.
Иными словами, любая идея, даже спорная, прокатывается на различных уровнях. Есть ее приверженцы, есть оппоненты. Кстати, последние назначаются по аналогии с так называемыми "адвокатами дьявола", широко практикуемыми в деловой жизни на Западе и призванными в пух и прах разбивать автора того или иного начинания. Защитился - значит, прав.
Вот такое сражение с "адвокатами дьявола" выдержала идея преемственности власти в отдельно взятом хозяйстве. Рогинский во всеуслышание назвал имена тех, кому можно в будущем доверить директорский портфель. Это были хорошо известные в ОПХ Виктор Цыганков и Виктор Хворостов, работающие сейчас заместителями директора по ведущим направлениям экономики. И нет никакой подковерной борьбы за руководящее кресло: все на виду - проявляйте себя, ищите новые подходы в свободной конкуренции. А люди разберутся, кто достойнее.
И своим преемникам директор на заграничные поездки денег не пожалел. Оба прошли стажировку в Америке, поглядев в штатах Мичиган и Джорджия на то, "к чему надо стремиться у нас".
А на большом совете недавно принято решение купить директору новую машину. Старая уж больно поистрепалась. Купили. Нашенскую "Волгу", на которую бывшему вице-премьеру Немцову так и не удалось в свое время пересадить кремлевских чиновников. Я спросил директорского водителя:
- В хозяйствах победнее на иномарках ездят. А вы-то что?
Оказывается, Конфуций не позволяет... Зато он "позволил" хозяйству в канун уборки хлеба купить сразу четыре комбайна "Дон-1500" и шесть грузовых автомобилей.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Прошедшее десятилетие стало годами потерь для свекловодов ОПХ. Уменьшилось и производство мяса. Зато здесь с полным на то правом гордятся тем, что не только удержали на прежнем уровне, но и увеличили производство зерна. Прошлогодний урожай - по 66 с лишним центнеров с гектара о чем-то да говорит. В нынешнем году будет не меньше, уверены хлеборобы.
На 1100 тонн увеличено и производство молока. А главное - в хозяйстве построена своя перерабатывающая промышленность - молокозавод и хлебозавод, мельница, маслоцех и цех колбасный. Главный итог такой: в прошлом году получено свыше 44 миллионов рублей прибыли.
И главной движущей силой успеха тут считают "идеологический фактор". Речь идет об укреплении веры каждого в то, что он не букашка на этой земле, что у него есть будущее, а начатое продолжат дети и внуки...
- В этом смысле мы с руководством хозяйства союзники, - говорит настоятель Свято-Покровского храма отец Дионисий, в миру - Денис Пономарев. - Без веры человек слеп.
Судьба и этого храма, и его настоятеля - особая история. Он расположен в старинном доме Захария Щербака - деда знаменитого автора "Архипелага ГУЛАГ" Александра Солженицына. Строение это в вековом тенистом парке было обречено на то, чтобы превратиться в руины. Большой совет хозяйства по предложению Рогинского принял решение отреставрировать дом и половину его отдать под церковь.
- С Божьей помощью, которая шла через руки и сердце Григория Иосифовича, мы и отстроили храм, - рассказывал отец Дионисий, в прошлом, кстати, ведущий конструктор Кубанского НИИ по испытанию тракторов и сельхозмашин, заслуженный изобретатель СССР. - Написал я об этом Солженицыну, который бывал у нас два раза и молился вместе с нами. Он ответил: безмерно рад тому, что в доме деда, расстрелянного в застенках ЧК, теперь храм. Это лучшая память о хорошем человеке, возрождающая веру в душах людей.
Пусть узнает Александр Исаевич и о том, что во второй половине дома, где родилась его мама, недавно открыт рабочий университет, ректором которого стал главный специалист инновационно-технологического центра ОПХ Олег Золотарев.
В ОПХ завершается строительство новой фермы беспривязного содержания коров, которая будет оснащена новейшим импортным оборудованием. Впрочем, состоялось испытание и отечественного доильного аппарата "Кубань", ничем не уступающего иностранным аналогам. Это тоже шаг в будущее, который сделали, объединившись, ученые, аграрии и промышленники. Скоро в Армавире на заводе газовой аппаратуры войдут в строй новые мощности по производству животноводческого оборудования.
Тот факт, что молодой механизатор Сережа Танасейчук заложил фундамент собственного дома, представляется, может быть, и не очень значимым. Хотя как посмотреть. За прошлый год этот парень заработал около 70 тысяч рублей. Нормально? Купил машину, получил льготную ссуду на строительство. Недавно у него родился сын.
И младший брат Сергея - Володя - тянется за старшим. Пока его заработок поменьше. Но на машину хватило. Недавно он получил новый трактор Т-70. Значит, доходы "пойдут в гору" и будет на что свой дом строить. Рядом с подворьем брата.
Инженер-механик третьего отделения Сергей Войцеховский, в недавнем прошлом стипендиат ОПХ, тоже завязал здесь свой "узелок". Незадолго до моего приезда в Новокубанск его жена Майя родила двойню - Кольку и Артемку. Когда-нибудь придет их черед принимать "вахту". Работы, судя по намеченным планам, на всех хватит. Как и места в большом просторном доме, который строит молодой инженер с помощью хозяйства. А рядом подрастает молодой сад. Все как в известной притче, философски отражающий "ток" жизни, - о посаженном дереве, построенном доме, выращенном сыне.
Земля - она всегда земля. И при социализме, и при капитализме.
- Стал ли Герой Социалистического Труда героем капиталистического? - в шутку спросил я управляющего пятым отделением ОПХ Владимира Яковлевича Первицкого.
Он, наверное, мог дать мне и шутливый ответ, однако вопрос этот для него, видимо, слишком серьезный.
- Не, не стал, - рубанул воздух ребром ладони Владимир Яковлевич. - Я перед землей в ответе, перед людьми. Именно этим ценность труда для меня измеряется.
Примерно так горячился когда-то он, объясняя преимущества безнарядной системы оплаты труда генсеку Никите Хрущеву. И не смущал высокий чин кремлевского гостя. Не миновать бы Первицкому нахлобучки от местного начальства. Да выручил сам Никита, который, обняв хлебороба за плечи, сказал:
- Вот мастер! Вот у кого учиться надо!
И учились. Кто только не приезжал в школу передового опыта Первицкого! Даже знаменитый фермер из США Д. Гарст, который признал в нем достойного соперника. Ну Америку, положим, Владимир Яковлевич по урожайности кукурузы не догнал. Зато среди своих равного ему не было! Да и нет.
Молодежь в "Ленинском пути" хваткая. Насыпать себе соли на "хвост" не даст. Но по урожайности отделение Первицкого в прошлом году опять обставило всех, 67 центнеров пшеницы с гектара - один из лучших показателей в Краснодарском крае.
Проезжал я по его полям - пшеница стоит золотой стеной. Кажется, никакой "Дон-1500" ее не возьмет. Именно здесь проходят испытания новые сорта пшеницы, созданные учеными знаменитого на весь мир Краснодарского НИИ сельского хозяйства имени академика П. Лукьяненко. Теперь на смену знаменитой лукьяненской "Безостой-1" пришли новые сорта - "Купава", "Дельта", "Победа-50". Движение жизни не остановишь. И, наверно, не суть важно, кто кого испытывает: человек землю или земля человека. Я спросил Первицкого: когда было все-таки лучше - в сплошь колхозной России или сейчас?
- Земля, - сказал ее вечный пахарь, - она ведь всегда земля. И при социализме, и при капитализме... Это понимать надо.