НЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ

Недавно в Государственной Думе состоялись парламентские слушания о демографической ситуации в России. Они собрали поразительно малое число депутатов - всего дюжину! Вообще-то будь у наших избранников больше заботы о судьбах Отечества, они прибежали бы все до единого и не разошлись, пока не были бы найдены ответы хотя бы на основные вопросы. Ибо то, что обсуждалось, намного важнее всех законов и налогов, всех возможных скандальностей. Речь шла о том, не пора ли переименовать россиян в "последних могикан"...

На слушания были представлены статистические материалы, которые не оставляли сомнений на сей счет. Смертность все больше превышает рождаемость, и население уменьшается со скоростью до миллиона человек в год. Число разводов догоняет число браков. Все больше людей либо так и остаются женихами и невестами до пенсии, либо образуют бездетные семьи. Большинство ограничивается одним ребенком, что лишь ненадолго оттягивает полное физическое вырождение народа. Добавьте к этому, что среди детей быстро растет процент хронически больных целым букетом хворей, передающихся по наследству.
Показательно, что в выступлениях не раз звучали призывы не "зацикливаться" на перечислении демографических бед. Зачем? И без того ясно, что прежние упования на то, будто спад рождаемости когда-то сменится подъемом, мягко говоря, беспочвенны. Прежние домыслы насчет того, что, мол, и хорошо, что таем на глазах: меньше лишних ртов и очередей на биржах труда - кажутся сегодня циничными и дикими. Ведь если нас действительно, как стращают демографы, скоро останется не больше полусотни миллионов из бывших полутораста - да и из них большинство инвалиды-пенсионеры, - то России конец! Мы ведь не одни на этой планете, и достаточно посмотреть на пустеющую Сибирь, куда понемногу перебираются китайцы, или на приезжих из зарубежья, хозяйничающих на любом городском рынке, чтобы узнать наше будущее. Точнее - отсутствие оного.
Вместо стенаний предлагалось совместно подумать над тем, что можно и должно предпринять, чтобы поправить или хотя бы стабилизировать положение, прекратить дальнейшее скатывание к худшему.
Абстрактно-теоретически проблема может быть решена хоть завтра. Для этого достаточно приравнять рождение и воспитание ребенка к трудовому подвигу на самом высоком уровне. Иными словами, дать будущей матери полугодовой отпуск со средней зарплатой. И три года после родов на тех же условиях. А потом десять лет - половинной рабочей недели с полной зарплатой (вторая половина - в роли помощницы воспитателя детсада или школьного учителя для внеклассных занятий, чтобы сузить гибельный для общества "разрыв поколений"). И еще - поднять статус матери и отца семейства выше, чем у генералов и академиков, тем более что последних ныне развелось едва ли не больше, чем родителей. Словом, чтобы впредь достойным зависти был только Родитель, а прочие - всего лишь обслуживающий его персонал.
Можно предположить, что при таких условиях значительная часть женщин предпочтет своей рабочей каторге за гроши обзаведение несколькими детьми, что будет равнозначно самой блестящей сегодняшней карьере. И надо-то для этого всего ничего: просто сменить вековой "расейский" менталитет на прямо противоположный, напрочь вычеркнуть из русского языка полностью анахроничное ныне словосочетание: "сама родила - сама и мучайся!" Ибо оно сегодня, говоря словами Петра Первого, поистине общей нашей гибели подобно.
Это абстрактно-теоретически. А вот конкрентно-практически эта проблема абсолютно неразрешима: "Нет денег!" Хотя на бесконечные выборы, на установление мира в Чечне и на вывоз тайком в зарубежные банки деньги всегда находятся. Поэтому в выступлениях прозвучала здравая мысль: начинать надо пусть с малого, но реально возможного. Скажем, внимательнее посмотреть, что можно сделать для женщины-матери уже сегодня, сейчас. При имеющихся условиях и при существующих средствах.
Например, почему бы не включить все реже встречающихся беременных женщин в число лиц, нуждающихся в льготном санаторно-курортном режиме в первую очередь - впереди всякого, напротив, неимоверно расплодившегося начальства? А роддомы сделать приоритетными среди всех прочих медицинских учреждений.
Сейчас с младенцами до трех лет вопиющая дилемма: либо мучайся сама как хочешь - либо сдавай, как чемодан, в камеру хранения, то бишь в ясли. А почему бы не организовать при каждой женской консультации такое учреждение, где мамаши постоянно были бы в своем творческом и притом весьма привилегированном коллективе вместе с малышами? (Учтем: воспитание ребенка - творчество поважнее научного и художественного, вместе взятых!) Но чтобы не погрязнуть в кашах и пеленках, на какое-то время могли оставлять ребенка на попечение профессиональной няни.
Малыши растут. Но почему-то мы считаем человека человеком только с семи лет, а до этого приравниваем к вышеупомянутому чемодану. Социологи и педагоги детально разработали систему всеобщего бесплатного дошкольного образования. Важно, чтобы велось оно рядом с домом родителей. Так, чтобы каждый ребенок с трех до шести лет в разных режимах - от прогулочной группы до стационара - проходил полный курс полагающихся ему наук и приходил в школу менее первобытным, нежели сегодня. И расходы на эту систему не дороже детсадовских - было бы желание.
Этот перечень нетрудно продолжить.
Московская академия прогнозирования заключила договоры с несколькими субъектами РФ о прогнозном обосновании ряда намечаемых на местах решений. Есть среди них и те, что направлены на существенное улучшение положения матерей с детьми: главным образом за счет перераспределения бюджетных и привлечения внебюджетных средств. Поистине благое начинание! Важнее горы бумаг и моря слов.
И наконец, последнее. Если поднять статус всех Матерей и Отцов семейства (и моральный, и материальный) сегодня вряд ли возможно, то почему бы не попробовать сделать это, в порядке социального эксперимента, хотя бы для некоторых категорий населения? Скажем, выпускница педучилища, продолжая заочное образование в пединституте, может стать государственной директрисой своего будущего персонального мини-детсада, где будут воспитываться ее дети. И на нее сразу обрушивается лавина благ, не виданных прочими директорами - и зарплата, и льготы, и почет. Таких, что все остальные женщины с ума сходят от зависти...
Фантастика? А есть более реальные предложения?..
Из 40 миллионов семей в России 7 миллионов - бездетные. Примерно четверть новобрачных, по данным социологических опросов, не собирается обзаводиться детьми. Сегодня в России около 30 миллионов детей (с 1992 года их стало меньше на 5 миллионов). В их числе 2 миллиона беспризорников, 600 тысяч инвалидов, 35 тысяч находятся в СИЗО и детских колониях. Только 20 процентов младенцев рождаются здоровыми. Лишь 15 процентов выпускников школ практически здоровы.
Население России за 90-е годы сократилось с 148,7 миллиона человек до 145,5 миллиона. При сохранении нынешних тенденций, по прогнозам ООН, к 2050 году население России может сократиться до 115 миллионов человек.