05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕЛОРУССКАЯ ВСТРЯСКА

Никонов Вячеслав
Опубликовано 01:01 13 Июля 2002г.

Давно ничего не писал о Белоруссии. Хорошего не происходило, плохого не хотелось. Недавний

Давно ничего не писал о Белоруссии. Хорошего не происходило, плохого не хотелось. Недавний своего рода конфликт Путина и Лукашенко встряхнул ситуацию и сделал неизбежным начало серьезного обсуждения перспектив союза двух братских стран.
Признаюсь, для меня, последовательного и давнего сторонника российско-белорусского сближения, последние годы были более чем разочаровывающими.
Все мы ждали, что в Союзе будет создано единое экономическое и рыночное пространство, открытое для инвестиций и нормальной предпринимательской деятельности; что государства Союза смогут согласовать политическую линию, чтобы их голос громче звучал на международной арене. Что мы вместе двинемся к созданию современных, отвечающих реалиям XXI века политических институтов, цивилизованным стандартам прав и свобод человека.
Однако, называя вещи своими именами, ничего этого доныне так и не произошло.
Не будет преувеличением сказать, что условия для российских инвестиций в Белоруссии хуже, чем в любом другом государстве постсоветского пространства. Наши предприниматели неоднократно пытались осуществить там бизнес-проекты и даже получали на высшем уровне минского руководства соответствующие "добро" и обещания поддержки. Но затем, как правило, обещания нарушались. Или такие же обещания давались кому-то еще. Впрочем, и эти обязательства тоже не выполнялись. Шла откровенная "разводка", которая отбила у очень многих серьезных российских людей охоту иметь какие-либо дела в Белоруссии и превратила их, прежде очень конструктивно настроенных, в последовательных недоброжелателей минского начальства. В Белоруссии, в отличие от Украины, Казахстана и Таджикистана, частного российского капитала практически нет.
А люди, занимающиеся экономическим взаимодействием с Белоруссией на правительственном уровне, дружно говорят, что подход Минска - потребительский, определяемый ключевым словом "дай". О долгах за газ даже не вспоминают. Совместимость хозяйственных систем небольшая, поскольку работа по унификации законодательства двух стран ведется крайне медленно. Белорусский штепсель малопонятной конфигурации не лезет в нашу евророзетку. И ни в какую другую евророзетку тоже. По степени реформирования экономики, приближения ее к тем принципам, по которым живет весь остальной мир, Белоруссия - очевидный аутсайдер СНГ.
Вместо согласования политической линии наблюдается ее рассогласование. Даже в стратегическом плане, что хорошо видно на примере отношений с ведущими странами мира. Если стратегия Москвы заключается в интеграции России в глобальную экономику, информационное пространство, международные институты безопасности, то Минск все больше погружается в изоляцию и самоизоляцию. Если Москва развивает отношения с США, НАТО, Евросоюзом, ОБСЕ, то Минск высылает представителей международных организаций из страны.
Не оправдались и ожидания, что в рамках Союза может быть достигнут прогресс в деле демократизации политической системы. В России с этим тоже не все в полном порядке, но в Белоруссии налицо не только отсутствие прогресса, но и регресс. Там укрепляется авторитарный режим. Такой режим не уникален для СНГ с его необъятными азиатскими просторами, но в Европе - он последний и единственный.
Не удивляюсь, что на этом фоне между Путиным и Лукашенко произошла размолвка. Возможно, наш президент даже намеренно заострил противоречия, чтобы обозначить сложность и глубину проблемы реальной интеграции.
Вообще с приходом Путина ситуация с созданием Союза Россия - Белоруссия (СРБ) кардинально изменилась, чего, похоже, не заметили в Минске. Прежде главной движущей силой объединения выступал Лукашенко, приверженный этой цели как по искренним идейным соображениям, так и для обретения важных экономических привилегий для своей страны. В России ему на вторых ролях подыгрывал Ельцин, для которого воссоздание в любой форме "Союза двух" являлось психологической компенсацией "беловежского синдрома" - подсознательного чувства вины за развал СССР. И коммунисты, для которых поездки в Минск давали хороший повод помахать красным флагом и поругать "антинародный режим Ельцина". То есть если со стороны белорусской власти в интеграции присутствовал и рациональный компонент, то с российской - в основном идеология и эмоции, что Минск вполне устраивало, так как позволяло получать дивиденды в обмен на эмоциональные обещания и правильные слова.
Путин, как известно, идеологию и эмоции оставляет в стороне. Его администрация стремится говорить на языке национальных интересов, права и реальной экономики. Просчитав ситуацию, Путин предложил Лукашенко резко поднять планку интеграции. Раньше ее обозначал белорусский президент, теперь это сделал российский. И оказалось, что белорусская элита просто не готова к более тесному Союзу, опасаясь утраты собственного статуса.
Не думаю, что возникший кризис в отношениях двух стран непреодолим. Против укрепления Союза ни в Москве, ни в Минске не возражают. Нужны не обиды, а поиск цели, поиск модели Союза. Трудно сегодня сказать, какая модель оптимальна. Меня бы устроила любая схема, продвигающая интеграцию вперед, а не приводящая к топтанию на месте, как все последние годы. Разговоры о потере кем-то суверенитета смешны, ведь даже до планки Евросоюза нам еще идти и идти.
А российской стороне надо всерьез задуматься над созданием стимулов, которые могли бы заинтересовать в более тесном объединении белорусскую элиту. Например, участием в предстоящей (рано или поздно) приватизации. Своих мультимиллионеров в Белоруссии пока нет, но кто-то ведь обязательно ими станет...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников