ФОМЕНКО, БЕГУЩИЙ ВПЕРЕДИ

Такое встречается крайне редко, чтобы постановщик в столь солидном возрасте не только бежал впереди театрального прогресса, но из года в год получал самые престижные премии на отечественных и зарубежных фестивалях, а его театр не только считался самым престижным и модным, но служил образцом для подражания...

Судьба дала Фоменко шанс стать знаменитым лишь в 60 лет. Представьте себе, чего стоило этому упорному человеку выдержать многолетний накат партийной цензуры, закрывавшей его спектакли один за другим, пережить изгнание из Театра комедии в Петербурге, которым он руководил 10 лет, чтобы, вернувшись в Москву, в 1982 году все начать с нуля. И тут ему очень помог Андрей Александрович Гончаров, взявший Фоменко к себе на кафедру в ГИТИС педагогом и предложивший ему поставить "Плоды просвещения" в Театре имени Маяковского.
Трудно представить себе, но в молодости Петр Наумович несколько раз поступал на режиссерский факультет в ГИТИС и, наконец оказавшись в нем, закончил его только в 30 лет. Фоменко считает, что слишком поздно стал заниматься режиссурой. Вместе с тем жизненный опыт помог ему глубже разобраться в сложных лабиринтах этой профессии, поскольку главный "строительный материал" режиссера - его личный опыт, переживания. А их у Фоменко было предостаточно. После отчисления с актерского отделения школы-студии МХАТ он решил, что с искусством покончено, и поступил на филологический факультет в педагогический институт. Но ведь никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. В это время в институте учились Юрий Визбор, Юлий Ким, Юрий Ряшенцев, с которыми Фоменко сразу же подружился, и они стали устраивать студенческие капустники и вечера, куда стремилась попасть вся Москва. Видимо, с тех пор у Петра Наумовича и сохранилась страсть к пародиям, розыгрышам. Ведь, по сути, идущий с неизменным успехом спектакль "Без вины виноватые" в Театре имени Вахтангова весь строится на смешных недоразумениях, где Фоменко слегка подтрунивает над артистами - теми, чье место, как говорил Островский, в буфете. Надо сказать, что большинство артистов после первой репетиции влюбляются в Фоменко и привязываются к нему надолго. Особенно женщины. Так, на какой бы спектакль я ни пришла в Мастерскую Петра Фоменко, обязательно встречу там Людмилу Максакову, которая только благодаря мэтру не побоялась предстать не в самом привлекательном виде в "Пиковой даме", блистательно сыграв графиню-старуху.
Сегодня Петра Наумовича буквально разрывают на части, приглашая на постановки в различные коллективы, но он почему-то не торопится, ему интереснее со своими "фоменковцами". Мне рассказывали, что на доске расписаний в вахтанговском театре несколько месяцев провисело распределение ролей будущего спектакля "Ревизор", который должен был осуществить Фоменко, но дела в родном коллективе не позволили ему этого сделать. Даже когда часть мужского состава труппы в поисках заработка покинула своего учителя (а потом вернулась обратно, кроме Сергея Тарамаева), он продолжал как ни в чем не бывало репетировать "Безумную из Шайо", опираясь на своих любимых актрис, верных ему, несмотря ни на что.
Нельзя сказать, что Фоменко не честолюбивый человек, но у него какое-то особое честолюбие. Когда на Таганке он вместе с Любимовым ставил "Антимиры", "Павшие и живые", то никто не слышал от него ни одного худого слова в адрес Юрия Петровича, присвоившего себе все лавры успеха. Или вот совсем недавно он отказался от нового здания на Сретенке, которое московское правительство решило отобрать у Анатолия Васильева и передать коллективу Петра Наумовича. Хотя, конечно, он устал приспосабливаться к маленькой площадке в переоборудованном кинотеатре, где с необыкновенной интенсивностью продолжает выпускать один спектакль за другим, как будто пытается наверстать упущенное время. Обещает в разгар лета выпустить "Египетские ночи". И, скорее всего, сделает это, потому что нет такой силы, которая могла бы остановить Фоменко в достижении его целей. И возраст тут не помеха. Фоменко любит повторять: "Если хочешь быть стариком долго, становись стариком рано".