ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: У ОПАСНОЙ ЧЕРТЫ

Вчера военные наблюдатели от российского, грузинского и осетинского миротворческих батальонов начали проверку всей зоны ответственности Смешанных сил. По словам командующего этими силами Святослава Набздорова, они заняты поиском незаконных вооруженных формирований.

Эту спецоперацию можно считать первым практическим итогом состоявшейся накануне четырехсторонней встречи, на которой Тбилиси и Цхинвали договорились прекратить все провокационные действия. Кроме того, по предложению России вскоре состоятся переговоры на более высоком уровне. Госминистр Грузии Георгий Хаиндрава даже пообещал снять "экономическую блокаду" - посты финансовой полиции, которые блокируют доставку грузов в Южную Осетию. По крайнй мере, в воскресенье первые партии гуманитарной помощи пошли в зону конфликта под присмотром миротворцев.
Казалось бы, все эти шаги - убедительное доказательство, что конфликт идет на убыль. Однако, по мнению экспертов, до полной стабилизации еще далеко. Грузинские и южноосетинские власти продолжают "войну нервов" - предают огласке информацию, свидетельствующую о якобы "нечестной игре" оппонентов. Вчера со ссылкой на комитет госбезопасности председатель комитета по печати непризнанной республики Ирина Гаглоева заявила: "Имеются данные о том, что в район населенного пункта Тквиави за последние сутки стянуто 12 единиц различной тяжелой техники". Официальный Тбилиси поспешил опровергнуть эти сведения.
В свою очередь руководство Грузии прекрасно понимает, что без России ситуацию в зоне "разрулить" не удастся. Президент Михаил Саакашвили говорит, что это вопрос, который должны решать Грузия и Россия. Вместе с тем Тбилиси продолжает обвинять Москву и российских миротворцев в "поддержке сепаратистских настроений". Вчера МИД республики распространил официальное заявление о "нарушении российским летательным аппаратом грузинского воздушного пространства", назвав это "провокацией, направленной на эскалацию грузино-осетинского конфликта". Однако начальник пресс-службы наших ВВС Александр Дробышевский опроверг это утверждение, пояснив, что военные вертолеты и самолеты вблизи границ Грузии в эти дни просто не летали. Впрочем, это мелочи по сравнению с рядом последних заявлений Саакашвили. Заверяя, что военную операцию в Южной Осетии Грузия не начнет, президент обвинил "определенные реакционные российские круги" в том, что они будто бы "делают все, чтобы развязать военный конфликт". По его словам, жители Цхинвали почти все уехали в Россию, а вместо них прибыли "187 бандитов из России" и "два автомобиля с оружием". Саакашвили считает, что "мандат миротворческих сил в Южной Осетии должен быть пересмотрен".
Демонстрируя подобную "твердость", грузинский лидер явно перегибает палку. Терпение Москвы тоже имеет пределы. Министр обороны России Сергей Иванов уже подчеркнул - обострение обстановки в регионе началось с того, что грузинская сторона стала открыто игнорировать мандат миротворцев: "В зоне конфликта находится около 3 тысяч представителей грузинских силовых структур, и поэтому естественна реакция на это представителей южноосетинской стороны". Иванов потребовал от властей Грузии немедленно вернуть захваченное военное имущество. В ответ Саакашвили объявил: он готов отдать распоряжение уничтожить ракеты в присутствии русских, но возвращать их не намерен.