- Ничего особенного в этом не вижу,- заявил глава кекусинкан корреспонденту "Труда". - Я, как и многие японцы, всегда проявлял повышенный интерес к культуре великого северного соседа. Когда в конце 80-х у вас сняли запрет на восточные единоборства, глава и основатель школы Ояма назначил меня ответственным за развитие кекусинкан на территории СССР. Я очень консервативен по натуре и до сих пор не могу привыкнуть к происшедшему распаду великой страны.
- Господин Рояма, с чего начинался ваш путь в этот мужественный вид спорта?
- С испуга. Я рос слабым, безвольным, но очень любопытным мальчиком. Однажды на моих глазах здоровенного предводителя молодежной шайки сбил с ног и "отключил" одним ударом худенький парнишка, как я потом узнал, - опытный каратист. Это меня так впечатлило, что я записался в секцию. Мне удалось попасть в школу к основателю кекусинкан - знаменитому "убийце быков" Ояме. Представители этого стиля, в то время - самого жесткого, проводили поединки не только с мастерами единоборств, но и с быками. Первое время мы тренировались в небольшой комнате обычной квартиры. Здесь же и соревновались. Впрочем, стремление стать сильными значительно превалировало над желанием гордиться перед зрителями своим умением. В конце концов это стремление и дало мощный взрыв - сейчас стилем кекусинкан занимаются 12 миллионов спортсменов.
- Ваш вид карате до сих пор считается самым жестким...
- Одним из самых жестких. Я уже более 40 лет в кекусинкан, и за это время определенные ограничения были приняты. Запрещены удары в лицо, в пах и прочее, но я не приветствую эти изменения. Лично я никогда не надевал ни "ракушки", ни шлема, ни щитков - и жив-здоров. Все это палка о двух концах. Казалось бы, мы имеем дело с безопасностью спортсмена. Но, с другой стороны, бойцы расслабились, стали более бесшабашно вести поединки. И главное - меньше думать о защите, а в этом суть нашего искусства.
- В какой мере вы можете проконтролировать, будет или нет ученик на улице из хулиганских побуждений применять навыки, полученные с вашей помощью?
- Будем откровенны, многие в карате приходят, чтобы стать сильными, в том числе и в кулачном поединке. Честно скажу: я не смогу поручиться за каждого моего ученика, хотя в процессе тренировок много сил трачу на воспитание благородства. Тем, кто приходит в карате для того, чтобы научиться только хорошо бить, многое в методике тренировок кажется странным и лишним. Но мы жестко требуем соблюдения многих правил. Например, запрещаем поединки разных по силе соперников. И уж тем более - агрессивное поведение. Скажу больше. В Японии широкое распространение получила практика передачи особо агрессивных подростков, с которыми не смогли справиться ни полиция, ни профессиональные психологи, в школу кекусинкан. Здесь эффективность воспитания оказалась выше. Чем объяснить такой парадокс? У нас максимально контактный стиль. Начинающий спортсмен быстро понимает, каково причинять боль другим и как плохо, когда причиняют боль тебе. Он приучается представлять себя на месте потенциальной жертвы и перестает быть угрозой обществу. Для тех немногих, кто не поддается нашим средствам воспитания, факт владения мастерством карате не имеет значения - они с легкостью применят против безоружного нож или пистолет.
- Япония - родина кекусинкан, но он распространен в десятках стран мира. Представители каких из них внесли свою лепту в развитие вашего вида? В чем превзошли родоначальников?
- Начну с того, что сам основатель нашей школы Ояма - этнический кореец. Вот и в России кекусинкан успешно развивается, хотя сначала мне говорили: "Самурайский дух нам чужд". Я не силен в вопросах идеологии, потому не буду говорить о вопросах духовного воспитания в разных странах. Но мне часто доводилось наблюдать, как русские, тренируясь в Японии, гармонично вливались в коллектив бойцов, успешно осваивали высоты рукопашного искусства и проникались рыцарским духом. Я считаю, что суровый климат и исторические передряги так воспитали россиян, что они генетически предрасположены к успехам в спортивных единоборствах. Особенно - в ближнем бою, в искусстве защиты.
И в то же время от основной ветви кекусинкан постоянно "отпочковываются" школы, делающие излишний крен в сторону коммерциализации. В итоге теряется дух Будо - "путь воина". Лично мне эти новые школы чужды, и я мало слежу за их развитием. Деньги никогда не были для меня движущей силой в занятиях спортом. Например, когда я впервые завоевал звание чемпиона мира, за это получил приз в пять тысяч долларов. Все эти деньги были истрачены в тот же день на массовое празднование победы в одном из ресторанов.
- Извините, а на какие средства вы обеспечивали нелегкий процесс подготовки?
- На запрлату инструктора единоборств, на гонорары за выступление в кикбоксинге, на пожертвования любителей кекусинкан. Но бывало, что ради серьезных тренировок я не мог отвлечься даже на работу инструктора. Тогда приходилось сидеть на иждивении у младшей сестры. Я быстро продвигался по линии карате, но друзья не воспринимали это всерьез и называли меня дураком. Долгое время работал в фирме по продаже недвижимости, но зачастую так увлекался утренними тренировками, что забывал о времени и опаздывал на службу и на два, и на три часа. А поскольку в мои обязанности входило выполнять функции личного шофера директора, то по моей вине стопорилась работа компании. Удивляюсь, как меня не увольняли! Извините, если разрушаю ваше представление о японцах как о крайне пунктуальных людях.
- В своих книгах вы упоминаете о частых застольях с употреблением спиртного. В каких количествах это допустимо? Насколько это совместимо со спортивным режимом? За сколько дней до ответственных соревнований вы отказываетесь от алкоголя?
- Мой отец постоянно выпивал и потом дебоширил. Это признак слабой натуры. Я очень не люблю людей, не умеющих пить, - им лучше и не пробовать. Сильный человек должен быть предельно вежлив в любом состоянии и с любым собеседником. Если ты не умеешь расслабляться, то не станешь сильным каратистом. Все обладатели десятого дана (высшего ранга кекусинкан) являются "демонами вечеринок". Они могут много выпить, пошутить и хорошо поют, особенно романсы о любви. Я регулярно пью саке с тех пор, как серьезно увлекся карате. Тогда я был очень стеснительным, но в баре мне удавалось расслабиться для того, чтобы на равных общаться с мастерами. А вот во время базовой подготовки я ухожу в горы и настолько много, напряженно тренируюсь, что полностью ограждаюсь от внешнего мира - даже одну бровь сбриваю, чтоб отрезать себя от общения с людьми. В эти периоды и пара кружек пива в жаркий день может существенно навредить.
Я никогда не мерил количество выпитого. Но вот мой учитель Накамура - очень дотошный человек. Он специально изучал действие алкоголя и табака на организм. Выпивал до 1,8 литра саке в день и выкуривал уйму сигарет без фильтра и при этом не прекращал тренироваться. Потолок в его кабинете стал черным от никотина. Но это не было бессилием мастера перед вредными привычками. Накамура сознательно рисковал жизнью, производя эксперимент над своим организмом. Завершив его, он полностью отказался и от табака и от алкоголя.
- О режиме питания великих каратистов тоже сложено много небылиц. Поделитесь секретами вашего стола?
- Рис и морепродукты - японская, а значит, и моя традиционная еда. Я объездил много стран и везде с охотой ел местную пищу. В Японии за завтраком не могу обойтись без тарелки гречневой каши, а в горах ем большое количество дикорастущих трав, кореньев, экспериментирую над собой. Например, узнав о полезных свойствах дикого перца и чеснока, я их ел раз в 15 больше обычной для крестьянина порции. Однажды для того, чтобы преодолеть в себе отвращение к пресмыкающимся, во время прогулки по горам поймал крупную змею, поджарил ее и съел. Правда, в тот раз саке пришлось выпить гораздо больше обычного, но я добился нужного результата. Даже во время такого, казалось бы, простого процесса, как еда, не прекращаю работы над собой. Так что любителям карате я стараюсь давать как можно меньше частных советов, по мелочам. Но призываю в постоянных тренировках закалять душу и тело. Каждый день открывать для себя что-то новое - и значит жить полной жизнью.