ФЕКЛА ТОЛСТАЯ: ТОЛСТОВСКИЙ ХАРАКТЕР - ЭТО ЖЕ НЕ ПУСТОЙ ЗВУК!

Фекла Толстая - едина во многих лицах. Ведущая телепередач и радиоэфиров, член жюри популярных музыкальных проектов, блестящий журналист. А еще она - из династии Толстых, часто ездит на всемирные съезды разбросанных по всему миру потомков знаменитой фамилии. И кому как не Фекле Толстой было снять документальный сериал "Великие династии", который демонстрируется сейчас по Первому каналу.

"ПРОСТО УЖАС"
- Все мы родом из детства. Ваше, Фекла, наверное, протекало в строгости и жесткой дисциплине, характерных для старинных дворянских родов?
- Нет, детство у меня было нормальным. И мои мама с папой были очень демократичны. А я была страшной хулиганкой. Я родилась в Замоскворечье. И мы всегда в Кадашевских переулках, на Ордынке, на Пятницкой гуляли, играли в казаки-разбойники, с мальчишками в футбол.
У нас была очень хорошая компания, потому что почти весь мой класс это были люди из Дома на Набережной, Серафимовича, 2, - мы его "Ударник" называли. Летом я жила на даче или мы с родителями ездили в фольклорные экспедиции на Украину или в Белоруссию. Родители занимались традиционной славянской духовной культурой, и мы колесили по деревням, селам. Кроме того, в детстве несколько лет (в смысле летних каникул) я провела на съемочной площадке, потому что во втором классе меня взяли сниматься в кино.
- Интересно, в каких лентах запечатлели ваш юный образ?
- Помню, был такой двухсерийный фильм "Просто ужас". Он снимался Одесской киностудией, и все лето я провела в Одессе. Было замечательно! Там играл, например, Семен Морозов, прославившийся к тому времени главной ролью в картине "Семь невест ефрейтора Збруева". Потом были еще какие-то съемки, и в итоге я уже была "отравлена" актерством.
В восьмом классе я пошла заниматься в театральную студию - к Владимиру Владимировичу Книпперу, который, если не ошибаюсь, приходился племянником Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. И тут началась для меня новая эра - мы все время там пропадали, играли. Я помню конец своей школы уже как время, целиком посвященное театральным занятиям, а в школе было так-сяк - как придется. Поэтому я окончила ее со всеми пятерками и тройкой по... поведению. Золотой медали я не получила, а у нас все всегда были медалисты. И я единственная в семье, кто изменил профессии, - я не стала филологом-славистом, как родители и сестра, хотя и училась этому. Но я из-за этого не переживала. Думаю, наука ничего не потеряла.
- Судя по разбросу ваших трудовых специальностей, вы достаточно авантюрный человек. ГИТИС, официантка в клубе, журналист в газете, телеведущая, языки опять же...
- Наверное, я авантюрна. Но все же легко объяснимо. Официантка - потому что окончила университет и мне надо было где-то работать, элементарно зарабатывать на жизнь. А тут моя подруга открыла ресторан, позвала к себе. Тогда это было совершенно нормально, что ты, например, преподаешь историю польского языка в РГГУ, а вечером работаешь официанткой. Были такие времена, когда люди для души занимались одним, а зарабатывали другим. Между прочим, в нашей смене работали начинающие актрисы, ныне известный спортивный тележурналист, режиссер из вахтанговского театра у нас подрабатывал водителем, бухгалтером была студентка Литинститута. И это нормально было! Я работала секретаршей, переводила, давала уроки русского, английского языков. Чем я только не занималась! Даже писала какие-то рекламные статьи, потом статьи про телевидение, позже работала телевизионным обозревателем.
- Какие качества, на ваш взгляд, жизненно необходимы телеведущему?
- Писатель должен выразить себя через текст, балерина - через танец, а ведущий - через то, как он себя ведет, что он говорит и как он себя подает. На него должно быть интересно смотреть.
Режиссерское образование мне очень помогает. Дело в том, что профессиональные ведущие хорошо представляют себе: из каких кусков и как будет сделан монтаж, где нужен крупный план, где общий. Когда вы держите в голове всю конструкцию, вы понимаете, что из этого получится в итоге, а это важно.
- В чем лично ваш "конек" как телеведущей?
- Я человек эмоциональный и непосредственный.
БУЙНАЯ ТИХАЯ МЫШКА
- А есть какие-то жизненные законы, которые вы лично никогда не нарушаете?
- Когда я была помоложе, мне казалось, что можно выработать для себя какие-то принципы, потом их применять, время бы экономилось. Но чем дольше я живу, тем больше каждая ситуация кажется мне уникальной. Я верю в свою интуицию. Для меня важно, чтобы у меня было какое-то свое жизненное пространство, я имею в виду не только территорию физическую, а чтобы у меня была какая-то свобода действий. Естественно, для меня важны обычные человеческие правила: не обманывать, не подводить.
- Стало быть, библейские заповеди вам не чужды. Значит, не обманули - вы хороший человек!
- Кто же вам скажет про себя обратное? Но если вы спросите про меня моих родственников, то они вам скажут, что я довольно трудный человек и контрастный. Могу быть терпимой и через час - абсолютно безжалостной к каким-то вещам, которые, возможно, даже не заслуживают такой реакции. Могу быть скромной и тихой мышкой, а могу разбуяниться, устроить скандал.
- И в прямом эфире?
- В эфире - нет. Чаще всего достается моим близким.
- Интересно, что может так вывести вас из себя?
- Все, что угодно! Толстые - люди довольно страстные.
- А влюбчивые?
- И влюбчивые тоже.
- Тогда в какого мужчину вы можете влюбиться? Каков ваш идеал?
- Думаю, что все словами вам опишут одно и то же. Лучше высокий, чем низкий, красивый, чем некрасивый. Но ведь наше приятие или неприятие людей происходит на том уровне, который невозможно осознать. Лично я бы хотела, чтобы этот человек был умен, хотя бы потому, что мужчина дурак - это совсем плохо.
- А с гением бы поладили?
- С гениями обычно тяжело. Но мой тип обязательно должен быть умен, должен быть творческой личностью. Не в смысле писатель, музыкант, поэт, а человеком с мозгами, способными творить на любом поприще. Для меня важны в мужчине его способность на поступки, готовность принимать важные решения, иметь свою точку зрения. И я считаю, что эти качества не зависят ни от внешности, ни от возраста, ни от профессии. Еще для меня важно, чтобы у мужчины было хорошее чувство юмора. А не люблю я подлых людей, терпеть не могу пафосных пустозвонов, болтунов, когда воду льют и лабудой занимаются.
- Какими поступками мужчины вас удивляли? Что способно вызвать ваше восхищение?
- Меня можно поразить, написав умное письмо. Один мой поклонник писал мне, и каждое его письмо было произведением искусства. Я не знаю, как складываются любовные отношения у других женщин, но всякий мой роман сопровождался любовной перепиской.
О ПАРЕ СТРОЙНЫХ ЖЕНСКИХ НОГ
- Насколько я знаю, недавно вы попробовали себя в совершенно новом качестве - в кинодокументалистике.
- Тогда я работала на НТВ в программе "Все сразу!", в программе "Народный артист" на Российском телевидении. У меня был эфир на "Эхе Москвы", еще я куда-то писала, и... тут меня в коридорах "Останкино" такой милый усатый человек - Михаил Гринев - поймал и говорит: "Фекла! Мы хотим снимать документальный фильм про великие русские династии". Как им показалось, моя кандидатура была очень подходящей. И мы сняли десять серий про Шереметевых, Долгоруковых, Пушкиных, Строгановых, Трубецких, Демидовых, Волконских, Юсуповых... Каждая серия - это история одной семьи, а в целом - история целого государства.
Один Шереметев выиграл Полтавскую битву, другой взял Казань, третий вписал важную страницу в историю русского театра. Мы снимали наш сериал полтора года, и некоторые места съемок были уникальны - там еще не ступала нога русского оператора. Например, мы были в крошечном шахтерском городочке в Пенсильвании. Казалось бы, дыра дырой, но этот город основал князь Голицын 200 лет тому назад. Он там был проповедником, священником, и теперь жители этого города, названного в его честь, намерены обратиться в Ватикан с прошением канонизировать князя.
И каждая киноистория - удивительная. Например, мы снимали в Риме на вилле Зинаиды Волконской, где бывал Гоголь. Знаете, там есть знаменитая аллея, где она ставила памятники своим умершим друзьям. Например, там был камень с надписью "Вальтер Скотт" или стояла стела, посвященная Пушкину. Мы ездили в Архангельскую область в крошечный городок Сольвычегодск, откуда пошла вся империя Строгановых, во Флоренцию - на место, где стоит памятник Демидову.
Мы с самого начала работы задавали себе вопрос, насколько современные потомки похожи на своих предков. Насколько сильна генетика? И в ходе работы над фильмом мы обнаруживали потрясающие вещи.
- Например?
- Сохраняются не только семейный характер, пристрастия, профессия, иногда не только серьезные вещи, но иногда такая ерунда, мелочь - позы, привычки. Жена Александра Александровича Пушкина мне рассказывала, что для него важнейшим критерием красоты женщины была... стройность ног.
Вспомните Александра Сергеевича! Не придумал же это его праправнук для того, чтобы походить на деда, просто обостренное внимание передалось ему по наследству. Фантастика! Да и на примере нашей семьи я все это вижу. Например, жизнь Льва Николаевича, прекрасно изученная, описанная в подробностях, есть миллиард фотографий, ее можно проследить в преемственности и генетике. Мы замечали, как сохраняются характеры, что такое понятие, как, например, "толстовский характер" - не пустой звук. Все Толстые - довольно волевые, взрывные, но любят простой образ жизни.
- Что такое должно произойти в вашей жизни, чтобы вы сказали себе: стоп, я сделала в своей жизни самое главное и важное - все, что могла, хватит!
- Это что же такое? Тогда ложиться помирать?! Я надеюсь, что ничего подобного никогда не будет. Должна произойти какая-то ужасная драма, чтобы я остановилась. Удовольствие не в результате - что такое результат? Удовольствие - в процессе.
- А процесс вечен?
- Конечно!