ОДЕССА, БАНДИТЫ И КИНО

Вчера исполнилось девять дней с того дня, как не стало Андрея Краско. Он ушел как настоящий артист, погруженный в работу над новой ролью. В картине "Ликвидация" Сергея Урсуляка Андрей должен был сыграть одессита-щипача Фиму Полужида, ушедшего работать в подполье во время второй мировой, а затем в тяжелое послевоенное время помогающего органам бороться с организованной преступностью в родном городе. Андрей не успел сыграть эту роль до конца. Всего несколько съемочных дней оставили свой след на пленке. После долгих размышлений продюсеры картины приняли нелегкое решение ввести на роль Фимы нового артиста. Сцены, сыгранные Андреем, будут пересниматься заново. Корреспондент "Труда" первым из московских журналистов побывал на съемках картины.

Одесса, 1946 год. Бандформирования терроризируют послевоенный город. Одесский уголовный розыск во главе с Давидом Марковичем Гоцманом (Владимир Машков) ведет незримый бой с преступниками, используя все возможные средства. По сюжету картина напоминает культовый фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Но это лишь на первый взгляд. Рассказывает режиссер Сергей Урсуляк:
- Я давно хотел снять фильм про Одессу. Когда-то даже мечтал экранизировать "Одесские рассказы" Исаака Бабеля. Но не сложилось. И вот спустя много лет мне в руки попал сценарий фильма "Ликвидация". Я с удовольствием взялся за этот материал. В нем очень много юмора и характерного одесского колорита. Мы стараемся быть точными по интонации, а потому с нашими актерами перед началом съемок работал лингвист-консультант, который ставил артистам характерный одесский выговор. Работать безумно интересно. Во-первых, сама история показалась мне очень живой. Да, у многих возникнут параллели с картиной Говорухина. Но на самом деле мы снимаем совсем другой фильм. Эти картины объединяет одна эпоха и общая тема. Но здесь сходство заканчивается. На этой картине мне посчастливилось работать с замечательными актерами. Герой Володи Машкова - безусловно, герой своего времени. Да и потом - снимать в Одессе очень интересно. В некоторых районах города с послевоенных времен практически ничего не изменилось. Что, конечно же, плохо для людей, но хорошо для кинематографистов. Здесь люди совсем не такие, как в Москве. Они не измордованы жизнью. Они живут очень сложно, но при этом открыты и жизнерадостны.
Однако далеко не все жители Одессы готовы оказывать содействие съемочной группе. Однажды кинематографический десант высадился в одном из характерных одесских дворов на Приморской улице. Начали готовить объект к съемкам. В 46-м году на окнах первого этажа не могло быть решеток. А потому на всех объектах реквизиторы в качестве маскировки используют ставни и зелень. Так было и на этот раз. Хозяев квартиры с зарешеченными окнами не оказалось дома. Пришлось декорировать на свой страх и риск. Когда объект был уже готов к работе, неожиданно появился хозяин. Осыпая группу бранью, "тепленький" хозяин квартиры настойчиво требовал убрать художественные излишества. Мирно покуривающий Владимир Машков корректно заметил: "Ты бы так не матерился, здесь все-таки дети". Но жилец не унимался и, активно жестикулируя, продолжал осыпать нецензурщиной кинематографистов. Машков, как и подобает настоящему мужчине, не выдержал. В его глазах сверкнул огонь, еще мгновение, и бузотер получил бы вполне заслуженную оплеуху, но группа вовремя остановила артиста.
Съемки "Ликвидации" - процесс очень трудоемкий. Несмотря на телевизионный формат, Урсуляк снимает художественный фильм, тщательно выстраивая каждый кадр, добиваясь безупречной картинки и высокохудожественного исполнения. "Ребятки, давайте еще раз пройдем поточнее. Володя, посмотри на него так, чтобы он понял, что прокололся". В кадре Владимир Машков и Александр Голубев. В грязном обшарпанном подъезде с облупившимися стенами, не видевшими ремонта со времен восстания Спартака, Гоцман (Машков) отчитывает молодого подчиненного Тишака (Голубева) за нерасторопность и лень. Обсуждают подозреваемого:
- А ты знаешь, что он до Одессы в Херсоне работал?
- Да, знаю, в военном госпитале.
- Так что же ты не копаешь?..
Машков кропотливо, дубль за дублем ищет точную интонацию, многократно проговаривая текст в минуты кратких перерывов. Наконец по знакомому блеску в глазах, режиссер видит, что та единственная точная интонация найдена. "Давайте, ребятки, еще один дубль сделаем". Машков с ходу блестяще отыгрывает дубль. "Всем спасибо, это снято. Переходим наверх".
Съемки продлятся до конца осени. А зрители увидят картину на одном из центральных российских каналов.