Одесса, 1946 год. Бандформирования терроризируют послевоенный город. Одесский уголовный розыск во главе с Давидом Марковичем Гоцманом (Владимир Машков) ведет незримый бой с преступниками, используя все возможные средства. По сюжету картина напоминает культовый фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Но это лишь на первый взгляд. Рассказывает режиссер Сергей Урсуляк:
- Я давно хотел снять фильм про Одессу. Когда-то даже мечтал экранизировать "Одесские рассказы" Исаака Бабеля. Но не сложилось. И вот спустя много лет мне в руки попал сценарий фильма "Ликвидация". Я с удовольствием взялся за этот материал. В нем очень много юмора и характерного одесского колорита. Мы стараемся быть точными по интонации, а потому с нашими актерами перед началом съемок работал лингвист-консультант, который ставил артистам характерный одесский выговор. Работать безумно интересно. Во-первых, сама история показалась мне очень живой. Да, у многих возникнут параллели с картиной Говорухина. Но на самом деле мы снимаем совсем другой фильм. Эти картины объединяет одна эпоха и общая тема. Но здесь сходство заканчивается. На этой картине мне посчастливилось работать с замечательными актерами. Герой Володи Машкова - безусловно, герой своего времени. Да и потом - снимать в Одессе очень интересно. В некоторых районах города с послевоенных времен практически ничего не изменилось. Что, конечно же, плохо для людей, но хорошо для кинематографистов. Здесь люди совсем не такие, как в Москве. Они не измордованы жизнью. Они живут очень сложно, но при этом открыты и жизнерадостны.
Однако далеко не все жители Одессы готовы оказывать содействие съемочной группе. Однажды кинематографический десант высадился в одном из характерных одесских дворов на Приморской улице. Начали готовить объект к съемкам. В 46-м году на окнах первого этажа не могло быть решеток. А потому на всех объектах реквизиторы в качестве маскировки используют ставни и зелень. Так было и на этот раз. Хозяев квартиры с зарешеченными окнами не оказалось дома. Пришлось декорировать на свой страх и риск. Когда объект был уже готов к работе, неожиданно появился хозяин. Осыпая группу бранью, "тепленький" хозяин квартиры настойчиво требовал убрать художественные излишества. Мирно покуривающий Владимир Машков корректно заметил: "Ты бы так не матерился, здесь все-таки дети". Но жилец не унимался и, активно жестикулируя, продолжал осыпать нецензурщиной кинематографистов. Машков, как и подобает настоящему мужчине, не выдержал. В его глазах сверкнул огонь, еще мгновение, и бузотер получил бы вполне заслуженную оплеуху, но группа вовремя остановила артиста.
Съемки "Ликвидации" - процесс очень трудоемкий. Несмотря на телевизионный формат, Урсуляк снимает художественный фильм, тщательно выстраивая каждый кадр, добиваясь безупречной картинки и высокохудожественного исполнения. "Ребятки, давайте еще раз пройдем поточнее. Володя, посмотри на него так, чтобы он понял, что прокололся". В кадре Владимир Машков и Александр Голубев. В грязном обшарпанном подъезде с облупившимися стенами, не видевшими ремонта со времен восстания Спартака, Гоцман (Машков) отчитывает молодого подчиненного Тишака (Голубева) за нерасторопность и лень. Обсуждают подозреваемого:
- А ты знаешь, что он до Одессы в Херсоне работал?
- Да, знаю, в военном госпитале.
- Так что же ты не копаешь?..
Машков кропотливо, дубль за дублем ищет точную интонацию, многократно проговаривая текст в минуты кратких перерывов. Наконец по знакомому блеску в глазах, режиссер видит, что та единственная точная интонация найдена. "Давайте, ребятки, еще один дубль сделаем". Машков с ходу блестяще отыгрывает дубль. "Всем спасибо, это снято. Переходим наверх".
Съемки продлятся до конца осени. А зрители увидят картину на одном из центральных российских каналов.