ИЗ ЛОЖИ БОЛЬШОГО ВЫПАЛ СТУДЕНТ

Большой театр представляется нам сегодня этаким серьезным и сакраментальным учреждением. Однако до революции эта знаменитая на весь мир сценическая площадка была подчас довольно легкомысленной, случалось, забавной и уж ни в коей мере не консервативной.

Взять хотя бы технологию распространения билетов на особо модные постановки, например, с участием Шаляпина. Очередь у кассы образовывалась за пару дней. Московские разносчики об этом знали и по ночам ходили с согревающим товаром - предлагали театралам теплые пирожки и горячий мед. Заканчивалось тем, что перед самым открытием кассы подходил господин пристав, доставал мешок с бумажками и начиналась лотерея. Таким образом граждане, ставшие в очередь первыми, запросто могли остаться вообще ни с чем, а ленивцы, подошедшие час назад, напротив, получить прекрасные места в партере.
А в марте 1882 года в театр ходить было и вовсе ни к чему. Общество спасения на водах устроило в доме Мичинера (Леонтьевский переулок, 21) сеансы "телефонной оперы". "Общество имело в виду познакомить публику с замечательным открытием нашего времени, а именно: с возможностью по проволокам, при помощи электричества и соответствующих аппаратов, слышать на расстоянии музыку, пение и разговор", - сообщал "Московский листок".
Тем самым общество задумало поправить свое финансовое положение, и москвичи со средствами брали билеты в магазине у Дациаро (рубль - десять минут), надевали наушники и сквозь треск и шумы слушали "Фауста", "Демона" и "Риголетто" - в прямой телефонной трансляции из Большого театра. Правда, в скором времени затея провалилась - качество звука собственно в театре было несравнимо лучше.
Впрочем, там помимо опер и балетов проходили и события, достаточно далекие от классики. К примеру, маскарады. Во время них довольно часто случались недоразумения. Как-то сын одного генерал-майора выпил лишнего, немного расшалился, срывал с ряженых бороды и маски, а затем нырнул в фонтан и стал тонуть. Тогда его приятель тоже нырнул в фонтан и вытащил беднягу. Тот, видя, что подходит полицейский, убежал. Но полицейский, разглядев в фонтане шляпу, начал уверять, что обладатель ее утонул, и надо спускать воду. Разумеется, на дне фонтана, кроме шляпы, одной перчатки и платка, не было ровным счетом ничего и никого. Тем больше потешались посетители этого веселого мероприятия.
Правда, в Большом театре иногда случались и несчастья. Так, в январе 1896 года студент Василий Михайловский аплодировал певцу Хохлову, при этом встал на стул, начал размахивать платком, затем в азарте поставил одну ногу на барьер своей высокой ложи и свалился вниз. В полете он схватился за роскошный канделябр, согнул его, не удержался и упал на кресло одной молоденькой гражданочки. К счастью, юная девица тоже любила пение Хохлова и в азарте несколько секунд назад вскочила с места. Так что девушка не пострадала, зато от кресла отвалились подлокотники, спинка и сломались ножки.
В наши дни Большой театр, который закрыт на ремонт (работает новая сцена), - не только царство муз, но и успешный бренд. Неудивительно, что этот бренд пытаются подделывать как коллекционную одежду или марочный коньяк. Не так давно в один московский детский сад явилась молодая женщина, представилась менеджером Большого театра и предложила организовать в детском саду выступление трио певцов из труппы Большого театра. Будь это ресторан или, к примеру, ночной клуб, женщину сразу же подвергли бы нешуточной проверке. Но это был всего лишь детский сад, правда, элитный, для детей весьма богатых родителей. Словом, директор и вправду поверила администратору, и в назначенный день состоялось обещанное выступление.
Каково же было разочарование директора, когда спустя неделю она лично посетила главную театральную площадку государства и не обнаружила на сцене своих новеньких знакомцев, хотя их имена и значились в программке. Вместо них пели совсем другие люди.
До директора, конечно, сразу же дошло, что она пала жертвой аферистов, но поделать было ничего нельзя, а заявлять в милицию и вовсе глупо. Даже если бы мошенников поймали, что бы это изменило в жизни детского учреждения? Тем более что самозванцы пели хорошо, детям понравилось.