18 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 62.69   € 72.53
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОН ИЗ ЦЕНТРА!

Не только архитектурными шедеврами привлекает гостей исторический центр северной столицы. Не менее интересны и расположенные там музеи - Эрмитаж, Кунсткамера, Русский музей. А также чуть менее масштабные, но не менее знаменитые - Музей Анны Ахматовой на Фонтанке, гигиены на Итальянской, храм-памятник Спас на Крови у Конюшенной площади, Арктики и Антарктики на Марата, художника Исаака Бродского на площади Искусств, военно-морской на Васильевском острове... Без них трудно представить "старый славный Петербург". Но, похоже, что по нынешним адресам некоторые из музеев скоро будет не найти.

Так, судьба Центрального военно-морского музея уже практически решена. Ему не первый год ищут новое место, дабы старое могла занять, возобновив свою историческую миссию на стрелке Васильевского острова, торгово-финансовая биржа.
В самом деле, говорят в Смольном, еще Петр Первый задумывал ее именно здесь. Петр, правда, не знал, что через каких-нибудь 300 лет его детище - город на Неве - так разрастется и возмужает, что намывная красавица-стрелка сама по себе станет достопримечательностью. И соседство с ней музеев (рядом еще Зоологический, Кунсткамера и Литературный - в Пушкинском доме) кажется куда более логичным, чем чисто деловая Биржа. Но наших властных современников разве этим проймешь?
Несколько десятков тысяч редчайших экспонатов и раритетных документов, свидетельствующих о славной истории отечественного флота, ждут переезда. Сначала говорили, что ближе к Морскому порту - там же, на Васильевском. Потом называли комплекс Новой Голландии - это у моста Лейтенанта Шмидта. Недавно чиновники сообщили новый адрес - комплекс зданий бывшего Флотского экипажа на площади Труда. Моряки облегченно вздыхают: слава Богу, не в новостройки ехать...
Не первый год идет борьба за выселение из здания на улице Марата, 24 другого знаменитого на весь мир музея - Арктики и Антарктики. "Подняла шум" еще в конце 1990-х годов некая единоверческая община. Здание, которое музей занимает несколько десятков лет, было построено в 1828 - 1841 гг. и имело культовое назначение. О чем, собственно, нетрудно догадаться, глядя на него.
Директор музея, известный полярник, участник знаменитых лыжных переходов через Северный полюс Виктор Боярский тем не менее полон оптимизма:
- Переселение невозможно. У нас 100 000 единиц хранения! Среди них - палатка Папанина, самолет полярного летчика Бабушкина, на котором спасали челюскинцев. Мы сейчас активно ремонтируем здание, нашли на это 36 млн. рублей. Фасад уже в строительных лесах. Так что скоро пригласим в обновленные стены и на новую экспозицию.
В отличие от энергичного, пробивного Боярского сотрудникам не менее уникального Музея гигиены сил и доводов на борьбу не хватило. В этом музее работают преимущественно женщины. Их экспозиция расположена на Итальянской улице, 25, в бывшем особняке графа Шувалова. Это в 20 метрах от Невского проспекта, рядом с пешеходной Малой Садовой, где поток туристов не иссякает ни днем, ни ночью, особенно летом. "Какой музей? Гостиница должна здесь быть!" - прозвучал недавно приговор из Смольного. Отелей в нашем городе действительно не хватает. Особенно небольших, недорогих, класса "две" и "три" звезды. Но тут ведь центр! И отель в графском особняке, охраняемом государством как памятник архитектуры, будет, решено, пятизвездочный.
"Гигиенисты" не скрывают слез. Их музей очень популярен у школьников и студентов города, у медиков, приезжающих из других городов. Экскурсии проходят тут постоянно, собирая до 300 человек в день. Естественные мумии, чучела, биологические и анатомические экспонаты, электрифицированные модели "Стеклянный человек" (мужчина и женщина) - впечатляет!
Переселить этот храм науки и знаний хотят подальше от центра. Говорят, в помещение бывшей столовой на проспекте Стачек. Сейчас на Итальянской у музея 3000 кв. метров. Там, на Стачек, будет раза в три меньше. "Уж лучше бы совсем закрыли, - с горечью говорят сотрудники Музея гигиены, - чем так издеваться над нами и нашим собранием".
Настоящий скандал грянул в конце июня, когда один питерский бизнесмен во всеуслышание заявил о том, что надо закрыть Музей-квартиру художника Исаака Бродского. Та находится на площади Искусств, 3, в здании Театра оперы и балета имени Мусоргского, в оперативном управлении театра, но юридически принадлежит Академии художеств РФ, являясь федеральной собственностью. Это один из самых любимых музеев города из числа небольших.
Исаак Бродский жил в этой квартире с 1924 по 1939 г. Кроме того, что сам был замечательным живописцем и возглавлял Академию художеств, он слыл еще и страстным коллекционером. В его собрании картины Репина, Коровина, Сомова, Шагала, Кустодиева. Немало предметов декоративного искусства. Не говоря уже о мебели из красного дерева конца XIХ - начала ХХ века. Здесь бывали на музыкальных и литературных вечерах, устраиваемых хозяином, Есенин, Утесов, Шостакович, Зощенко.
Свою квартиру друг Чехова Исаак Бродский завещал Академии художеств. В ней почти ничего не изменилось с 30-х годов прошлого века - ни высота потолка, ни объемы комнат, ни даже вид из окон! Редкий случай для сегодняшнего Петербурга, едва ли не единственный. Ведь большинство музеев-квартир - это, как правило, "приближенные к оригиналу" помещения, в смысле - давно претерпевшие реконструкцию.
Но два месяца назад оперный театр возглавил новый директор - известный в городе "фруктовый король". Он довольно долго жил за рубежом, пережидая, видимо, кризис в отечественной экономике, теперь вернулся и развил бурную деятельность. Едва заняв кресло директора театра, сразу заявил о новых там назначениях и без проволочек занялся масштабной реконструкцией. Посетил и музей-квартиру Бродского. Главное, что отметил для себя там, "мало посетителей".
"Свою коллекцию можете выставлять где угодно, а здесь уместнее будет ресторан", - бесцеремонно заявил он хранителям. Успел за короткое время внушить это некоторым чиновникам городской администрации. Как поговаривают, его покровителям. Не рассчитал самую малость - отношения петербуржцев к своим культурным ценностям. Не все (и не у всех из нас) еще, по счастью, можно измерить деньгами. Услышав о возможном выселении музея Бродского из исторического дома, петербуржцы буквально хлынули туда - отстаивать его. Обратились также с письмом к губернатору Валентине Матвиенко, к президенту Академии художеств Зурабу Церетели, к журналистам.
Пришлось денежному мешку ретироваться. Он даже организовал специальную пресс-конференцию, показывал, как замечательно "идет ремонт в его театре", убеждал, что с музеем "не так все его поняли". Надолго ли успокоился?
А может, то была лишь проверка? И чуть позже, когда шум уляжется, он начнет выселение снова, но уже иначе, не привлекая внимания? Покровители-то его остаются пока во власти.
Где гарантия, что другие такие же, как и он, обладающие средствами и мечтающие преумножить их, как правило, любым путем, не захотят "обновить" Петербург? Наступление уже началось, идет все более широким фронтом. На Невском меняют фасады домов и их назначение, чуть в стороне от Невского здания попросту сносят, иной раз без спроса, как это случилось на Литейном проспекте. Бизнес наступает, равняя город под себя, - не красота в этих кругах ценится, другое, роскошь, часто безвкусная.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Олег БАСИЛАШВИЛИ, народный артист России:
- На мой взгляд, будущее Санкт-Петербурга связано с его прошлым. Несмотря на все бедствия, произошедшие в прошлом веке (гражданскую войну, блокаду), Санкт-Петербург сохранился таким, каким его задумал и построил Петр I. Именно центр города с его неповторимым обликом, с той самой воздушной перспективой, о которой писал академик Дмитрий Лихачев, создает уникальный ансамбль, которым славится Петербург. Я считаю, что большие дивиденды Санкт-Петербургу принесет туризм, который надо развивать. Весь мир едет во Флоренцию, в Венецию, в Париж для того, чтобы увидеть его исторические места, его неповторимую старину, а не новые дома и рестораны.
К сожалению, до этого никакого дела нет иным предпринимателям, которым не терпится завладеть историческим центром Санкт-Петербурга. Для чего эти денежные мешки стремятся жить исключительно на Невском проспекте, зачем они хотят прибрать к своим рукам знаменитые музеи в центре Санкт-Петербурга? Только для того, чтобы показать, какие они крутые! Я убежден, что любое вмешательство в культурный центр Санкт-Петербурга, в его архитектуру - это самое настоящее преступление. А выселение музеев - не что иное, как акт вандализма. Я лично сделаю все для того, чтобы не позволить дельцам вышвырнуть на окраину музеи из центра моего родного города.


Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!