Леонид Павлючик: Михалков против Михалкова

Кинорежиссёр выступил с идеей ввести в российских школах новый предмет – историю кино

Любую хорошую задумку можно убить плохим исполнением. Кажется, это может произойти с идеей ввести в школе новый предмет — историю кино. Напомню, ее озвучил Никита Михалков, а первым поддержал министр культуры Владимир Мединский. Но дальше здравая идея, с энтузиазмом воспринятая кинодеятелями, стала приобретать все более туманные очертания. Во многом, как ни странно, усилиями самого Михалкова.

Во-первых, курс истории кино усох в его трактовке до «100 лучших фильмов». Вместо изучения кинематографа как целостного, но и разнообразного явления — модная сегодня бессистемная нахватанность. Во-вторых, вместо обязательного предмета Михалкову видится факультатив. И, в-третьих, этот курс планируется лишь в шестом и седьмом классах.

Что же предлагает Михалков смотреть и обсуждать? Например, ленты «Унесенные ветром» Виктора Флеминга, «Окраина» Бориса Барнета, «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна: «Почему потрясающая картина «Броненосец „Потемкин“ стала бумом? — вопрошает Никита Сергеевич. — Многие думают — потому, что это революционная картина. А на самом деле она стала бумом, потому что впервые — раз и навсегда — Эйзенштейн подарил нейтронную бомбу продюсерам, показав, что монтаж может быть превращен в философию, монтажом можно совершать чудеса».

Мне кажется, Никита Сергеевич, произнося этот эмоциональный пассаж, перепутал нынешнюю школу с аудиторией ВГИКа времен своей молодости. Ибо если современным недорослям без всякой подготовки начать рассказывать про таинства монтажа «Броненосца «Потемкин», если показать им «Окраину» Барнета, которая и киноведами долго воспринималась как окраинное явление советского кино, если познакомить детей с достаточно сложными для восприятия «Унесенными ветром», не приобщив сначала к более доступным фильмам Чаплина, то школьники возненавидят кинематограф точно так же, как и другие «скучные» предметы.

Я уверен, что любовь к нему надо прививать с первых классов. С мультиков Норштейна, Хитрука, Котеночкина, Назарова, Бардина, с диснеевской анимации. В третьем-четвертом классах можно познакомить школьников с «Приключениями Буратино», «Красной шапочкой» Леонида Нечаева, с классическими лентами мирового детского кино. В пятом-шестом-седьмом классах можно обсудить «Чучело» Ролана Быкова, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Волшебника страны Оз» Флеминга. И только в старших классах, по-моему, наступит время шедевров итальянского неореализма, избранных фильмов Феллини, Антониони, Бертолуччи, лучших лент французской новой волны, богатого наследия американского (Форд, Хичкок, Скорсезе, Спилберг, Коппола, Форман), японского (Куросава), польского (Вайда, Занусси) кино.

Отдельная программа курса должна быть посвящена советскому и российскому кино — лучшим фильмам Эйзенштейна, Довженко, Ромма, Герасимова, Чухрая, Бондарчука, Ростоцкого, Тарковского, Шепитько, Климова, Хуциева, Данелии, Германа, Михалкова, Сокурова: Без этого последовательного восхождения от простых, легкоусвояемых фильмов к более сложным формам искусства лучше инициированный Михалковым курс даже не начинать. Вреда будет меньше.