24 сентября 2018г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 66.16   € 77.68
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

«Это варварство, идиотизм!»

Фото автора
Анатолий Журин
Опубликовано 00:02 13 Июля 2018г.

Герой России летчик-испытатель Рубен Есаян - об опасности, нависшей над крылатыми экспонатами монинского Музея ВВС


Два с лишним года назад «Труд» уже рассказал об угрозе экзекуции, которую собирались провести над известным монинским Музеем ВВС чиновники Министерства обороны. Тогда общественность вступилась за крылатые экспонаты, среди которых немало по-настоящему уникальных, составляющих гордость отечественной авиации. И вроде бы опасность утраты важной части нашей истории отступила. Но, как оказалось, ненадолго.

Тогда, весной 2016-го, на собрании сотрудников монинского музея должностные лица Минобороны озвучили распоряжение: готовьтесь к переезду в Кубинку. Там, мол, на базе парка «Патриот» собирают крупнейший выставочный комплекс, где будет представлена история отечественного оружия. Затея масштабная, но черт кроется в деталях. Наши эксперты оценили ее как весьма затратную и, главное, не реализуемую в полном масштабе. Музейные самолеты и вертолеты уже забыли, когда поднимались в небо. А перед путешествием по грешной земле за полторы сотни километров из Монино в Кубинку их пришлось бы разбирать на части. Операция огромной технической сложности, смертельно опасная для техники, простоявшей десятки лет под открытым небом...

Публикация в «Труде» вызвала болезненную реакцию со стороны военных. «Доводим до вашего сведения, — сообщили редакции из управления пресс-службы и информации Минобороны, — что ни одного нормативного документа о якобы перебазировании филиала Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в Монино не существует». Такое безапелляционное утверждение озадачило не только редакцию, чьи журналисты получили информацию о планах переезда из весьма надежных источников. С недоверием отнеслись к заверениям и представители авиационной общественности, ветераны ВВС и гражданской авиации, конструкторских бюро, космонавты. Все они в один голос обращались к руководству Минобороны с призывом: не надо разорять монинский Музей ВВС, лучше оставить его экспонаты в покое, оказать поддержку музею и его энтузиастам для сохранения и развития этого уникального комплекса.

И вскоре министр обороны заявил: «Нужно разработать концепцию развития Музея ВВС, которая бы предусматривала не только пополнение фондов и экспозиций, но и сохранение, а самое главное, восстановление исторических экспонатов». А еще поручил «проработать вопрос создания в подмосковном Монино, где в следующем году откроется президентское кадетское училище, центра патриотического воспитания молодежи». Ну и что из всего этого вышло?

На днях нам стало известно, что над музеем снова сгустились тучи. В Монино по поручению Минобороны, датированному 25 мая с. г., вовсю работает комиссия оборонного ведомства, которая производит техническую экспертизу. По результатам должно появиться заключение о возможности переноса экспонатов из ЦМ ВВС в парк «Патриот». Зачем, почему? Ведь военное ведомство, располагая огромным количеством списанных бортов в воинских частях, в той же Кубинке, расстреливает старые самолеты на полигонах как мишени. Вот и свезите часть из них в тот же «Патриот». Но вместо этого чиновники положили глаз именно на исторические машины, сохраненные работниками музея в единственном экземпляре. Для этих машин переезд воистину равен пожару. Это достояние не только национальное, но и мировое.

Ждать вердикта комиссии М-инобороны, по-видимому, долго не придется. Тем более ничего из планов, оглашенных в свое время министром обороны, не сделано. Ни открытия в Монино президентского кадетского училища, ни планировавшегося при нем учебно-авиационного центра, который должен был тесно работать с Музеем ВВС. Об этих планах чиновники почему-то предпочитают не вспоминать. Да и условия в Кубинке для монинских экспонатов ничуть не лучше. Там тоже нет ангаров, а значит, круглый год уникальную технику также будут обдувать ветра и испытывать на прочность дожди и снега. Нет и таких специалистов, которые десятки лет служения музею самоотверженно продлевают жизнь его экспонатам. А это по большей части ветераны авиации и бескорыстно помогающий им, растущий день ото дня отряд энтузиастов-волонтеров.

«Такого разнообразия летающей техники нет нигде в мире», — заметил как-то приехавший в Монино президент Всемирного фонда безопасности полетов, пилот НАСА Джек Эндерс.

Так, может, стоит вложиться не в ее передислокацию, а в сохранение на месте, где она была когда-то прописана?

P.S. Центральный музей Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС) был создан 28 ноября 1958 года. Общая площадь всех закрытых помещений составляет 5,5 тысячи кв. метров, общая площадь открытого пространства, где также размещена техника, — 20 гектаров. На этом пространстве размещены более 35 тысяч экспонатов — богатейшая экспозиция вертолетов и самолетов гражданского и военного назначения, а также оружия, инструментов, униформы, художественных работ.

Самые крупные — самолеты Ту-114 (тот самый, который доставил в США советскую правительственную делегацию во главе с Никитой Хрущевым), Ту-95, В-12, Ту-144 (именно он фигурирует в комедии «Мимино», олицетворяя мечту героя о «большой авиации»), Т-4 и М-50. Наивно думать, что без разборки и последующей сборки на новое место их можно перевезти. Как считают сотрудники музея, ряд машин, в том числе и уникальных, можно только разрезать...

голос

Рубен Есаян, Герой России, летчик-испытатель

— У меня просто в голове не укладывается идея передислоцировать экспонаты монинского музея. Хотел бы сказать помягче, но не могу: это варварство, идиотизм чистой воды! Ни в коем случае нельзя транспортировать самолеты, которым десятки лет и которые могут рассыпаться в хлам и исчезнуть навсегда. Как это уже случилось со многими памятниками о-течественной авиации: Ил-18 — в Шереметьево, Ту-114 — в Домодедово, Ту-154 и Як-42 — на ВДНХ. Кому они мешали? Не трогайте их! Не прикасайтесь к этому святому для россиян месту, которым по праву гордились и гордятся истинные патриоты страны! Без этих бесценных экспонатов обеднеет славная история отечественной авиации. Да и то, что еще осталось от отечественной авиационной промышленности...




Кто такие, по-вашему, Александр Петров и Руслан Боширов?