20 июля 2018г.
МОСКВА 
23...25°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.27   € 73.48
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Изображая жертву, не чувствуя боли...

Кадр из к/ф «Сулейман Гора». Фото из открытых источников
Светлана Хохрякова, кинокритик
Опубликовано 00:07 13 Июля 2018г.

В Карловых Варах завершился 53-й Международный кинофестиваль


53-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах, завершившийся в Чехии, прошел при активном участии российских кинематографистов и принес им успех и признание. В главном конкурсе специального упоминания жюри удостоены «Подбросы» Ивана Твердовского — младшего. А российско-киргизская «Сулейман Гора» дебютантки Елизаветы Стишовой отмечена Гран-при восточноевропейской секции «К Востоку от Запада» и наградой FEDEORA от жюри критиков стран Европы и Средиземноморья.

Оба фильма рассказывают о подростках, которых забирают из детских домов. Они с трудом адаптируются в чужом для них мире. Мать 16-летнего героя «Подбросов» эксплуатирует его сверхспособность не чувствовать боль. Парень отправлен в криминальный бизнес: бросаясь под колеса дорогих автомобилей и изображая жертву, он потом шантажирует владельца авто. Фантасмагорическая картина Твердовского произрастает на жутковатой правде жизни, которую режиссер почерпнул, занимаясь четыре года документальным проектом о российской полиции. Это печальное знание вылилось в образы мистического суда и больницы, в инфернальные фигуры сотрудников служб правопорядка, связанных коррупционными узами.

В «Сулейман Горе» тоже есть элемент мистики, только с противоположным знаком: мать главного героя — мальчишки обладает сверхъестественной способностью убирать боль. А снималась картина на юге страны, в окрестностях Оша, где находится сакральная для киргизов гора Сулейман, способная, как там считают, оградить от бед...

В конкурсе «К Востоку от Запада» участвовали также «Глубокие реки» дебютанта Владимира Битокова, учившегося в мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Картина, герои которой почти все время рубят лес и живут по архаичным законам, снята на кабардинском языке. «Хрусталь» Дарьи Жук из Белоруссии сделан на русском и при участии России. Картина отсылает в 90-е, представленные отчасти в фантастическом духе.

В документальной секции победили «Свидетели Путина» Виталия Манского. Картина создавалась в копродукции Латвии, Швейцарии и Чехии и основана на материалах, снятых Манским в 1999-2000 годах, когда Владимир Путин участвовал в выборах и стал президентом. Собственно, и снималось все когда-то с благословения будущего президента. Сегодня кадры с его участием, а также показывающие Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и его семью, Дмитрия Медведева, Анатолия Чубайса, — уникальные свидетельства времени, не требующие особых комментариев. В том-то и сила документалистики, позволяющей спустя время по-новому оценить события прошлого.

Англоязычный «Профайл» Тимура Бекмамбетова, показанный в программе «Другой взгляд», по итогам зрительского опроса занял 8-е место, и это очень высокая оценка, поскольку в фестивале участвовала не одна сотня картин. В программе «Горизонты» участвовали «Довлатов» Алексея Германа — младшего и «Лето» Кирилла Серебренникова. Уникальная и внушительная по объему ретроспектива «Рефлексии времени» так называемой поэтической документалистики Латвии, Литвы и Эстонии собрала в основном работы советской поры, иногда впрямую отсылавшие в брежневскую эпоху. Сняты они в 60-90-е годы режиссерами, родившимися в СССР. Некоторые из них — Шарунас Бартас и Лайла Пакалниня — учились в Москве во В-ГИКе. Самый же знаменитый фильм ретроспективы — «Старше на 10 минут» покойного классика советского и латвийского кино Герца Франка, запечатлевшего, как влияет на ребенка увиденный театральный спектакль и как порой за считаные минуты маленький человек делает огромный шаг к созреванию личности.

А главная награда — «Хрустальный глобус» — досталась картине «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» представителя румынской «новой волны» Раду Жуде. В названии позаимствована фраза румынского диктатора Антонеску. Молодая героиня фильма — режиссер, она пытается в современном Бухаресте воспроизвести события Второй мировой, в частности период оккупации румынской армией Одессы в 1941-м...




Как вы оцениваете выступление сборной России на чемпионате мира по футболу 2018 года?