Константин Сапелкин, летчик милостью Божией

То самое полотно заслуженного художника РСФСР Игоря Радомана. Фото из открытых источников

На этой неделе исполняется сто лет со дня рождения «рыцаря неба»


На этой неделе исполняется 100 лет со дня рождения легендарного пилота гражданской авиации, летчика-испытателя Константина Сапелкина. Сегодня в «Аэрофлоте» летает суперджет, названный его именем. Но много ли нам говорит это имя?

Рыцарем неба назвал его министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев. Будущий министр был учеником Сапелкина, летал с ним в одном экипаже вторым пилотом. Все, кто лично общался с этим красивым, ярким человеком, попадали под его удивительное обаяние. Кстати, заслуженный художник РСФСР Игорь Радоман написал несколько портретов авиатора, и они потом неизменно привлекали внимание публики на больших выставках.

О летном мастерстве, опыте и реакции Константина Петровича с уважением говорили самые высокие профессионалы — Сапелкин не раз демонстрировал эти качества, будучи летчиком-испытателем новинок советского авиапрома. И не только в небе. В феврале 1975-го на Химкинском мосту внезапно вывернувшееся переднее колесо его «жигуля» на полной скорости вынесло автомобиль на встречную полосу под «КамАЗ». Как ему удалось уклониться от вылетающего через салон двигателя и выпасть на дорогу, не мог объяснить никто. Сработал пилотский опыт, постоянная готовность к непредвиденным обстоятельствам. После той аварии, как летчик сам рассказывал, его два месяца собирали по частям в Боткинской больнице. И ведь собрали!

...А летать он начал подростком — на планере в аэроклубе. Окончил Тамбовское летное училище. На войне Сапелкин снабжал партизанские отряды на По-2. Горел, был сбит, но оба раза выбирался через линию фронта к своим. Такая живучесть вызвала подозрение у особистов. Попал в лагерь, хлебнул там горя. Но после войны сумел вернуться к летной работе. Одним из первых освоился в кабине Ил-14. В 1950-е — он уже в группе испытателей первенца нашей реактивной гражданской авиации Ту-104, чуть позже — и гиганта Ту-114. Стал первым командиром летного подразделения реактивных пассажирских лайнеров.

Когда, закончив первый международный рейс на Ту-114, Сапелкин приземлился в Нью-Йорке, к полосе сбежались работники аэродромных служб: это был первый демонстрационный полет новой машины за океан. У американцев не нашлось ни подходящего трапа, ни тягача. Пришлось соединять два тягача цугом и срочно сооружать трап нужного размера. А уже скоро Сапелкин отправился по проторенному пути в рейс особой важности: в США с визитом летел сам Никита Хрущев...

Завершал свою карьеру в 80-е годы Константин Петрович заведующим бюро проверки газеты «Воздушный транспорт». Зато летали два его сына: Никита и Петр. Старший, Петр, дослужился до командира правительственного отряда, позже погиб в автоаварии. А Никита накануне отцовского юбилея рассказал нам об отце. Про то, каким он был страстным книгочеем, мог цитировать наизусть любимого Пришвина, выписывал гору толстых журналов. И про то, как ходил на оперные спектакли в Большой. А когда Александр Митта снимал «Экипаж», Сапелкина пригласили консультантом к Георгию Жженову, и они подружились.

В советские годы в аэропортах начали устанавливать самолеты-памятники, которым путевку в небо давал в ХХ веке летчик-испытатель Константин Сапелкин. А в ХХI были распилены два сапелкинских раритета — Ту-114 в Домодедово и Ту-104 во Внуково. Во Внуково, правда, установили потом другой лайнер — подальше от терминала и глаз авиапассажиров. А вот в Домодедово расчищенное от гигантского турбовинтового «Туполева» место до сих пор пустует.

Сапелкин бы обиделся.

Нужно ли тушить пожары в Сибири?