АВАРИЯ - ХЛЕБ МЕНТА

Попав в аварию, большинство водителей ведут себя, мягко говоря, неразумно. Между тем от грамотных и взвешенных действий на месте ДТП во многом зависит ваша судьба и состояние кошелька, даже если вы ни в чем не виноваты.

АНОНИМНАЯ ВМЯТИНА
Неприятная история приключилась недавно с моим соседом по подъезду. Утром, выглянув из окна своей квартиры, он увидел солидную "пробоину" на переднем крыле своей годовалой "девятки". Левая часть передка напоминала изжеванную гармошку, бампер отлетел в сторону, капот изогнулся вверх, а разбитая фара, как пустая глазница, уродливо покосилась на бок. У меня при виде такой картины мурашки побежали по спине, а уж что чувствовал хозяин подбитой ласточки, словами не опишешь.
Вокруг, естественно, никого не было. В ходе беглого расследования одна подслеповатая бабуля вспомнила, что около часу ночи слышала какой-то грохот и звук удаляющейся машины. Ни марки, ни тем более номера подлого "агрессора" она не видела. Остальные жильцы также не смогли пролить свет на это темное дельце. Сосед погоревал, поохал и, как водится, вызвал сотрудников ГИБДД, уповая на их помощь. К слову сказать, на подобные аварии гаишники выезжают крайне неохотно. Как только они узнают, что жертв нет, а виновник скрылся, теряют к событию всякий интерес. Вот если бы на обочине валялся окровавленный труп, тогда другое дело, примчались бы с мигалками и иллюминацией. А раз ничего такого нет, спешить не стоит, своих дел по горло.
Приятель ждал дежурную бригаду четыре с половиной часа. Стражи порядка сочувственно пощелкали языками, оформили бумаги и умыли руки. На робкий вопрос о вероятности поимки преступника они привели совершенно убойные цифры: в 95 случаях из 100 виновники избегают правосудия. С тем и уехали.
Знающие люди посоветовали пригорюнившемуся владельцу походить по близлежащим дворам и улочкам и поискать машину со свежими повреждениями. Вдруг повезет. И точно, через три часа скитаний он наткнулся на небрежно припаркованный "форд" с развороченной задней частью. Нашелся и хозяин, однако подписывать капитуляцию он не спешил. Лишь после угроз настоять на проведении экспертизы этой аварии, к тому же зарегистрированной в ГИБДД, стал сговорчивее. Оказалось, "девятку" действительно стукнул он, выполняя лихой разворот. Скрылся же из-за того, что был изрядно пьян, не хотел на год отдавать права или платить солидную взятку. Ночной лихач оплатил ремонт пострадавшего "жигуленка", и дело замяли.
Согласно статистике, ежедневно в такие истории влипают десятки автовладельцев. Шансы на поимку беглеца есть всегда. Перво-наперво необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД. Бывает, преступника находят, но предъявить ему нечего. Без фиксации самого события, в котором он виноват, с него взятки гладки. Поиску здорово может помочь опрос соседей, особенно местных мальчишек и пенсионеров. Не лишне будет перенять опыт моего знакомого и хорошенько прошерстить окрестности.
"ПОЦЕЛУЙ" С ДЖИПОМ
На месте дорожно-транспортного происшествия почти всегда возникает конфликтная ситуация, иногда с мордобоем и кровоподтеками. Своими глазами видел, как на Бульварном кольце Первопрестольной злобный амбал прессовал тщедушного мужичонку. В тесноте столичных пробок водители не рассчитали интервал и изрядно процарапали друг другу бока. Понять, кто прав, а кто виноват в столкновении не представлялось возможным, но детина, вылезшая из пораненной "Тойоты ленд круизер", все валил на перепуганного владельца "шестерки". Бугай буквально рвал и метал, но, как показывает практика, дальше криков и отборного мата дело не идет. Прошли времена лихих "наездов", когда налетчики на месте выносили свой приговор и забирали чужую машину в залог. Таких молодчиков легко привлечь к ответственности за разбойное нападение. Сегодня финал бурных, эмоциональных сцен практически одинаков. Выпустив пар, братки немного успокаиваются и произносят примерно следующее: мол, люди мы мирные, крови не хотим, полторы тысячи баксов на бочку и разбежимся по-человечески. Безо всяких ментов и экспертиз.
Самое разумное, что можно здесь предпринять, так это пообещать отдать деньги. Вот только небольшая формальность: пусть ГИБДД определит виновного. Стойте на своем и вызывайте "гаишников", что бы вам ни говорили. До их приезда ни в коем случае не давайте никаких расписок и обязательств, не поддавайтесь на возможные угрозы. Столкнувшись с твердым сопротивлением, даже самые крутые и деловые либо в сердцах уезжают, либо терпеливо ждут решения группы разбора.
Расплатиться на месте аварии и разъехаться просто так - чревато. Пока вы на поврежденном автомобиле едете по улице, где-то неподалеку пьяный лихач может насмерть задавить человека и скрыться с места происшествия. Наряды милиции будут тормозить всех подряд и вы можете попасть в неприятное дело. Ведь никаких документальных подтверждений, что повреждения произошли из-за другой аварии, у вас нет. Заведут уголовное дело, а дальше доказывайте свою правоту. Иногда все доводы бесполезны - виновен и все тут! А экспертиза найдет на поверхности вашего автомобиля и одежде пострадавшего следы их взаимного контакта.
Отвечайте отказом на предложения другого участника не вызывать сотрудников ГИБДД. Виновники частенько подкрепляют свои клятвенные заверения возместить ущерб передачей паспорта или документов на машину. Последствия бывают печальны, ведь гораздо проще оставить вам навечно документы, чем оплачивать ремонт. Без зарегистрированного установленным порядком ДТП невозможно доказать, кто именно совершил аварию. Ваш обидчик в случае чего бессовестно заявит о потере сумки со всеми бумагами или о краже.
Не исключен также вариант, когда участники признали обоюдную вину, и ущерб у них примерно одинаковый. Никто никому не должен, а поэтому гаишники здесь лишние. Затем один уезжает, а второй, как бы замешкавшись, остается и вызывает ГИБДД. Выходит, первый просто скрылся с места происшествия, а это уже административное правонарушение. "Преступника" делают крайним, и весь ущерб вешают на него.
ПРОДАЖНЫЕ
По оценкам некоторых независимых экспертов, в ГИБДД дорожно-транспортные происшествия - один из дополнительных источников пополнения собственного кармана. Знакомый эксперт-автотехник рассказал мне массу случаев вопиющих нарушений со стороны должностных лиц на месте аварии. Например, месяц назад на Минском шоссе стукнулись "Волга" и новенький "Фольксваген гольф". К счастью, обошлось без жертв. За рулем "немца" сидела миловидная девушка. На повороте девица не справилась с управлением, ее машина вошла в неуправляемый занос и боком вылетела на встречную полосу. Водитель "Волги", ехавший навстречу, предотвратить столкновение не смог. Оба автомобиля разбились вдребезги.
Для нормального человека вина юной леди совершенно очевидна, однако подъехавшие сотрудники ГИБДД сделали другой вывод. Правда, за отдельную плату. Со слов потерпевшего выходило, что опасность он заметил в 15 метрах от себя, и в протокол легла железобетонная запись: видимость дороги - 15 метров. Получилось, что за пределами этого расстояния стеной стоял густой туман или лил проливной дождь. А раз так, значит паренек на "Волге" не правильно выбрал скорость и не принял вовремя меры к торможению вплоть до полной остановки. Да, девчонка виновата, но ее вина не связана с наступившими последствиями аварии. Максимум, что ей грозит, - небольшой штраф, а платить за разбитую "волжанку" ей не нужно.
На самом же деле видимость дороги составляла не 15, а 500 метров, и парень по закону должен был получить компенсацию за повреждения. За небольшую "оплошность" стражей порядка маленькая нахалка заплатила 300 долларов. Парень видел, как она передавала "зелень", но доказать ничего не смог.
Как выразился знакомый эксперт, сегодня на дороге царит негласное правило: кто быстрее добежал до гаишника и оставил на память что-нибудь доброе, нежное и зеленое, тот и прав. Подобные номера частенько проходят с наивными и неопытными водителями. Они полностью доверяют людям в форме, во всем полагаясь на их профессионализм и жизненный опыт. А зря. При составлении протокола и схемы ДТП надо смотреть в оба. Всегда контролируйте весь ход осмотра места происшествия сами. Самостоятельно напишите грамотное объяснение случившегося. Начать следует с указания места столкновения. Определить его можно по отлетевшим кусочкам машины, краски, стекла, рассыпанному грузу, следам жидкости и смазочных материалов. Далее последовательно перечислите следующие обстоятельства:
- видимость и обзор дороги с рабочего места водителя;
- интенсивность и характер движения;
- наличие неподвижных препятствий, дорожных знаков и их видимость;
- ширину проезжей части, левой и правой обочины;
- количество полос, дорожную разметку;
- наличие светофоров, их исправность и цикл работы;
- тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, грунт) и его состояние (мокрое, сухое, гололед);
- уклон и повороты дороги.
Никогда не подписывайте никаких документов без предварительного, тщательного прочтения, а уж тем более не подписывайте пустых бланков. Удачи на дорогах.
ЧТО РЕКОМЕНДУЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Опытные шоферы рассуждают на тему аварий с некой долей фатализма: "не ты, так в тебя". Поэтому они всегда готовы отразить необоснованные нападки ушлых "водил", бандюков и милиционеров. Вот что советует директор бюро независимой экспертизы "Версия" Станислав Шаповалов.
Возите с собой заряженный фотоаппарат со вспышкой. Когда столкнувшиеся автомобили стоят посередине дороги, а вокруг все сигналят и орут, сделайте несколько снимков, а уж потом освобождайте проезжую часть. Кадры зафиксируют положение машин относительно разметки проезжей части. С их помощью гораздо легче отбиваться от вымышленных обвинений. Рядышком с фотоаппаратом положите рулетку, бумагу, ручку, идеальный вариант - видеокамеру.
Ищите свидетелей ДТП. Все пассажиры вашей машины, если они видели столкновение, по закону являются свидетелями, вопреки почти поголовному утверждению работников ГИБДД, что это не так. Свидетели вправе написать свои объяснения, а участник ДТП вправе потребовать приобщить их протоколу. Если показаний явно маловато, расклейте объявления с просьбой позвонить по указанным телефонам всех, кто наблюдал происшествие.
При составлении письменных объяснений следите за содержанием текста. Исключите возможность двойного толкования, вычеркните сведения, способные исказить картину аварии. Данные осмотра места происшествия вместе с показаниями участников служат фундаментом для окончательного решения о виновности.
Не стесняйтесь вносить в составляемые документы свои замечания. Иногда есть смысл вообще не подписывать документы, в которых содержатся спорные сведения, а "оплошности" должностного лица обжаловать в прокуратуре.
Находясь в стрессовом состоянии на месте аварии, трудно объективно оценить свои действия. Кроме того, можно попасть под психологическое давление другого участника и поддаться его убеждениям. Поэтому на месте происшествия, если неуверенно себя чувствуете, лучше не сообщайте сотрудникам ГИБДД никаких сведений, кроме анкетных данных. Скажите, что вы не в состоянии давать сейчас показания, а все расскажете и напишите позже, когда придете в себя. Писать объяснение - ваше право, а не обязанность.
АНЕКДОТ НА ТЕМУ
Звонок в автомастерскую:
- Пришлите, пожалуйста, механика. Машина не заводится.
- А что такое?
- Вода в карбюратор попала.
- Хорошо, а где машина находится?
- Метров пять от берега.