АРБУЗЫ ГРУППЫ РИСКА

Некоторые думают, что самое страшное, чего можно ожидать от арбуза - это поскользнуться на корке, потерять сознание и получить закрытый перелом. Но есть еще один вариант, который на прошлой неделе испробовала на себе семья Чесноковых из подмосковной Сходни. Просто они съели за обедом большой красивый арбуз и вскоре почувствовали легкое недомогание, а затем и тяжелое: боли в животе, тошнота и рвота, подъем температуры, головокружение, резкая слабость. А во всем виноват Чесноков-старший: покупая "хвостатого-полосатого", он не учел трех простых вещей.

Впрочем, как заверила нас начальник отдела гигиены питания Центра Ирина Пискарева, ситуация с арбузами в столице находится под неусыпным контролем, случаев отравления до сих пор не выявлено, а несколько выборочных проверок показали, что содержание нитратов во всех образцах было в пределах нормы. " Я сама с удовольствием ем арбузы, и вы ешьте и ничего не бойтесь. Между прочим, нитратами нельзя отравиться", - успокоила и обрадовала нас на прощанье Ирина Ивановна.
Но, к сожалению, она забыла (или просто не успела?) добавить, что в человеческом организме нитраты быстро превращаются в высокотоксичные нитриты, поражающие слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта. Причем процесс превращения нитратов в нитриты начинается уже во рту, при соприкосновении мякоти арбуза со слюной.
У нас нет никаких оснований сомневаться в достоверности ведомственной экспертизы, но мы решили на всякий пожарный случай провести свою, независимую, и притащили два арбуза в лабораторию органа по сертификации "СОЭКС-ТЕСТ" В/О "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА". Первый, средних размеров, был куплен на привокзальной площади той самой подмосковной станции Сходня (см. начало) у утомленного солнцем лица среднеазиатской национальности с грязными руками. Второй, здоровенный, десятикилограммовый - на Большой Бронной, у радушного лица кавказской национальности с не менее грязными руками. А пока наши эксперты колдовали над опытными экземплярами, мы проехали по уличным базарам, посмотреть - что там на самом деле делается...
В ПОИСКАХ ПРАВИЛЬНЫХ АРБУЗОВ
Памятуя о прошлогодних арбузных залежах, с трудом верилось, что этим летом по одному лишь приказу властей традиционные полосатые развалы вдруг примут цивилизованный вид, а торговцы послушно обзаведутся целой кипой полагающейся документации для продажи бахчевых. У метро "Сокол", на улице Балтийской мы наткнулись на "правильную" точку. И товар пристойно лежал на солидном деревянном поддоне в зеленой клетке, и ценники с печатями были на весах. И разрешение на торговлю от управы маячило на видном месте. Вот только смуглый торговец не зазывал покупателей, как обычно, а скромно жался внутрь павильона: явно стеснялся непривычной форменной одежды - зеленого фартука с рюшами.
Мы было порадовались таким приятным метаморфозам, но смущало одно обстоятельство: за какие такие заслуги было получено "добро" на торговлю аккурат рядом с шоссе, что строго запрещено правилами. Впрочем, продавец ничуть не смутился: "Ничего не знаю, у меня арбузы вкусные".
На улице Усиевича бахчевых дел мастер радостно кинулся навстречу, приготовившись выдать дежурное: "Вах, девушка, для тебя любой арбуз", но был остановлен странным и практически милицейским вопросом: "А покажите, пожалуйста, ваши документы. Хотя бы медкнижку". Переварив услышанное и смерив нас опытным взглядом, восточный гость столицы успокоился и уверенно отрапортовал, что у него все в наличии и полном порядке. В доказательство слов пошелестел перед носом какой-то мятой бумажкой. Но медкнижку не показал.
- Зачем она вам, ты же за арбузами пришла.
- А где написано, что у вас нитраты в норме? - докучали мы.
Торговец в ответ предложил попробовать и потянулся за тесаком . Видимо, не знал про строгий наказ главного санитарного врача Москвы не надрезать арбузы ни под каким предлогом. От дегустации мы отказались: кишечных палочек только не хватало. А обиженный в лучших чувствах кавказец пробурчал, что таких капризных еще не встречал.
Решив почувствовать разницу, мы ринулись на Ленинградский рынок, предполагая, что уж там-то все чин чинарем. На горы от души отдраенных арбузов было любо-дорого смотреть. Цена за кило была на два рубля выше уличной, но стоимость красовалась не на официальных фирменных бланках, а на традиционной картонке. Мы скромно поинтересовались, а есть ли лабораторное исследование окружной СЭС на количество нитратов. Продавец без звука достал нам потрепанную пачку бумажек, но разобрать, что в них написано, было затруднительно.
В десяти метрах от рынка примостился еще один арбузный рай в клетке. Здесь нам наотрез отказались показывать какие-либо из необходимых для продажи документов. И объяснили причину: частные лица не имеют права требовать официальных бумаг. Откуда им знать о законе "О защите прав потребителя". Правда, едва мы представились, как сердца арбузников тут же оттаяли: "Труд"? Алиев вас любит. Если нужны документы, они в администрации". Впрочем, администрация обычно на месте почему-то не сидит, а значит, и взятки - гладки.
Несмотря на то, что Департамент потребительского рынка объявил, что в столице с 1 августа официально работают 1144 арбузных базара, мы в ходе рейда заметили, что многие заявленные арбузники еще не вышли "в поле". Видимо, до сих пор собирают документы. А те, что заняли диспозицию, торгуют исключительно любимым москвичами астраханским сортом. Правда, наши знакомые из Астрахани бахчевых еще не пробовали: говорят, пока не созрели. А в Москве уже есть. Но, как и раньше, продавцы арбузов не боятся торговать без документов, надеясь на пофигизм наших сограждан. А ведь по любому тревожному сигналу в Госторгинспецию, телефоны которой указаны на последней полосе нашей газеты, моментально проводится проверка. "Чистка" арбузников только началась, и "Труд-советы" незамедлительно был включен в один из таких рейдов.
ОПЕРАЦИЯ "А"
План операции был заранее отработан. Чтобы не спугнуть продавца, один из инспекторов, прикидываясь простым смертным, попросил взвесить ему приглянувшийся экземплярчик. Это был тест на честность. Первый же наугад выбранный торговец его не прошел. Обвесил на пять рублей. О чем моментально появилась запись в протоколе. Сообразив, с кем имеет дело, арбузник судорожно нацепил валявшийся в углу фартук и бросил подальше ножик, которым резал арбузы покупателям. Как выяснилось, у этого представителя от фирмы с детским названием "Улитка", не было ни медицинской книжки, ни накладных на всю груду товара.
В итоге инспектора, записав все недочеты в протокол, пригласили продавца на "собеседование" по результатам проверки. Именно там "приговаривают" к штрафам, самый строгий - за нарушение санитарных норм - 100 минимальных окладов. Из всех проверенных в этот день точек лишь в одной торговец на Краснобогатырской, 75, был в полной готовности к встрече с торговыми "надзирателями". Им оказался сам хозяин точки. Однако и он слегка прокололся: отсутствовал сертификат на дыни. Правда, узнав о своем упущении, он метнулся вдаль и через пять минут принес необходимый сертификат. Вернее, его ксерокопию. Оказывается, несколько торговцев имеют один документ на троих, да и сам сертификат, по словам знающих инспекторов, далеко не всегда гарантия качества, ведь ушлые кавказцы отдают на проверку одну партию, а продают совсем другую.
Когда наш рейд подходил к концу и на разборки были вызваны все незаконопослушные арбузники, перед нами как из-под земли вырос хозяин первого незадачливого "улиточника", который умолял решить дело полюбовно, то есть произвести наличный расчет. Но торговые инспектора на уговоры не поддались.
А тем временем из лаборатории пришли результаты экспертизы. По всем показателям наша сладкая парочка оказалась доброкачественной. Нам крупно повезло, но кто может поручиться, что и вам тоже повезет? Ведь созревание именно ранних арбузов очень часто искусственно ускоряют, накачивая их химикатами.
Начальник госторгинспекции Восточного административного округа Вячеслав Сергеев признался нам, что купит первый арбуз не раньше конца августа, когда до Москвы "докатятся" настоящие, спелые астраханские полосатики.
1.Где должны и где не должны продаваться арбузы.
Хорошим арбузам самое место - в решетчатых контейнерах, оборудованных обычными весами (не напольными, не медицинскими и не безменами), урной (!) и трафаретом, где указан юридический адрес предпринимателя, его фамилия, имя, отчество и телефон. Контейнеры не должны стоять близко к мостовой, а как минимум на расстоянии нескольких метров от края тротуара - ведь арбузы энергично "вдыхают" выхлопные газы с содержащимися в них аэрозолями свинца, одного из самых токсичных тяжелых металлов. Свинцовая интоксикация - это вам не просто "съела чего-нибудь". Арбузы в контейнере должны лежать под навесом и на поддоне высотой не менее 20 см., а не просто на голом асфальте.
2. Как должен выглядеть правильный продавец арбузов.
Он должен работать в чистой форменной одежде (не обязательно в белом халате, можно и в зеленом фартуке). А на провокационные просьбы разрезать арбуз правильный арбузник обязан ответить вежливым отказом - ведь на лезвии ножа вполне могла оставить свои следы жирная муха, перед этим всласть попировавшая на помойке. Так обычно и происходят пищевые отравления. Продавец должен иметь при себе не менее 8 документов и среди них разрешение Управы на торговлю с печатью и датой, общее санитарное заключение, лабораторный протокол окружной СЭС о качестве и безопасности вот этой конкретной партии арбузов, и непременно - медицинскую книжку с результатами прохождения медосмотров.
3. Как должен выглядеть правильный арбуз.
Обычно, хороший спелый арбуз с виду слегка неказистый, но очень контрастный по цвету, достаточно крупный, но не слишком тяжелый. И если держать арбуз в левой руке, а правой по нему несколько раз ударить, то левая непременно должна почувствовать сильную отдачу. Не только хвостик, но и место его перехода в "тело" арбуза (в виде пуговицы) должны быть сухими - это главный признак зрелости плода. У арбузов, нашпигованных нитратами и прочей вредоносной химией, на кожуре со временем начинают появляться округлые размягченные участки более темного цвета. А на разрезе у нитратного арбуза нельзя не заметить желтоватые прожилки и уплотненные комочки. Даже если мякоть красная, но заметен легкий солоновато-металлический привкус, то ее лучше выплюнуть, а о подозрительном продукте сообщить в московский Центр санэпиднадзора по телефону 287-34-91.