БИЗНЕС ПРОСИТСЯ В ТЮРЬМУ

Тюрьма "Тегель" в Берлине знаменита своим контингентом. Среди 1700 узников подавляющее

Тюрьма "Тегель" в Берлине знаменита своим контингентом. Среди 1700 узников подавляющее большинство - рецидивисты, отбывающие срок за убийства, разбой, насилие и иные тяжкие преступления. В тюремном "интернационале" почти 40 процентов иностранцев - граждан 66 стран, в том числе, к сожалению, и россиян. По немецким законам все осужденные обязаны работать. Многие этого хотят, но рабочих мест пока хватает лишь для каждого второго. Высокий уровень безработицы - пожалуй, то немногое, что есть общего в местах заключения в Германии и России.
Наш земляк автомеханик Виталий, приговоренный за убийство к пожизненному заключению, ждал рабочего места больше двух лет и сейчас слесарничает. Средняя часовая ставка у трудящегося зэка в ФРГ - 1,25 евро. Виталий, можно сказать, "ударник казематного труда", зарабатывает за смену до 13 евро. В конце месяца две трети заработка вправе расходовать на свои нужды, остальные деньги идут на счет.
Около 400 обитателей "Тегеля" заняты на внутренних работах - они уборщики, повара, прачки, парикмахеры. Четверо трудятся журналистами, выпуская газету "Просвет". Мне приходилось видеть этот "легальный самиздат", не позволяющий чрезмерных вольностей, но "покусывающий" тюремную администрацию. Остальные заключенные выполняют заказы с воли - изготовляют металлические стулья для столовых, стальные шкафы и простенькие сейфы для офисов, пекут лепешки, иногда поставляют торты, пирожные, прочие кондитерские изделия. Порой выполняют и весьма редкие заказы - недавно сделали, например, особо прочные стальные клетки для берлинского зоопарка.
В прошлом году зэки "Тегеля" заработали 500 тысяч евро. Сумма значительная, однако в очень малой степени покрывающая общие расходы на содержание этой главной тюрьмы Германии, составляющие ежегодно 39 миллионов евро.
Администрация "Тегеля" ищет пути для создания рабочих мест и получения дополнительных доходов. Скоро к казенным деньгам добавятся частные инвестиции. Управление юстиции поддержало решение администрации "Тегеля" открыть внутри тюрьмы несколько филиалов частных предприятий. Уже в этом году восемь фирм оснастят цеха за колючей проволокой своим оборудованием, выделят оборотные средства. Одна из них инвестирует миллион евро, открывая 120 рабочих мест. Зэки будут в три смены чистить картошку для производства высококачественного картофеля-фри и пюре, поскольку ручная очистка гораздо лучше механической или химической. Другая фирма налаживает выпуск овощных суповых наборов, новая пекарня готова выдавать ежедневно 35 тысяч лепешек.
Интерес частных предпринимателей к тюремному бизнесу легко объясним: зэку не только платят в 10 раз меньше, чем вольному рабочему, но и инвестор освобождается от очень серьезных расходов по всем видам социального страхования. Он не вносит за наемного рабочего-зэка отчислений ни в больничную кассу, ни в пенсионный фонд, поскольку у узника нет права на пособие по безработице и пенсию. Да и других льгот для предпринимателя немало: например, заболевшего работника без всяких хлопот заменяет другой осужденный. Главный же недостаток тюремного производства в том, что многие заключенные не обладают высокой квалификацией, так как не обрели ее в своей вольной жизни и часто вообще до тюрьмы нигде не работали. Тем не менее все учтено и подсчитано: себе в убыток немецкий инвестор не станет вкладывать деньги.