К месту трагедии срочно прибыло областное партийное начальство, командование Балтийского флота, осмотрели, сфотографировали, останки погибших увезли. За ночь матросы из близлежащей части убрали обломки самолета, разобрали развалины, очистили территорию и даже разбили клумбу на месте бывшего детсада. На информацию о трагедии наложили строжайшее вето. Естественно, по Светлогорску тут же начали гулять слухи и домыслы. Небольшой курортный городок был потрясен трагедией, которая унесла 23 детские жизни. Под развалинами погибла и повар детского садика Тамара Янковская, а еще две работницы - Антонина Романенко и Валентина Шабаева-Метелица скончались от ожогов в госпитале.
Военных летчиков, членов экипажа разбившегося самолета - капитанов Вилория Гутника и Александра Костина, старшего лейтенанта Андрея Лютова, прапорщиков Николая Гаврилюка, Леонида Сергиенко, старшего инспектора - летчика подполковника Льва Денисова, старшего инженера подполковника Анатолия Светлова похоронили на городском кладбище в Калининграде. Тело старшего лейтенанта Виктора Баранова жена увезла на родину.
Из Москвы срочно вылетела комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник-инженер Алексеев. Его сопровождало немало военных чинов. Найденные "черные ящики" отправили на дешифровку, пропустили через "сито" подробнейшего опроса всех летчиков полка и свидетелей. Но вывод комиссии до общественности доведен не был, и жители Светлогорска на основе распускаемых слухов долгие годы винили в случившемся погибших летчиков.
До сих пор в годовщину трагедии на кладбище Светлогорска приезжают почтить память погибших представители авиации Балтийского флота, встречаются с родственниками жертв трагедии. Ежегодно 9 мая, в день рождения командира АН-24 капитана Вилория Гутника, на городском кладбище Калининграда собираются и однополчане погибшего экипажа. А на месте трагедии возведена часовня... Но по-прежнему черная молва обвиняет летчиков.
Нет-нет да и появятся в местной печати статьи, где авторы ставят под сомнение профессионализм экипажа. Дескать, он не справился со своей задачей из-за неблагоприятных условий полета: не учел высокий набегающий берег, внезапный туман, не знал о погоде на маршруте. Сработал якобы и "хмельной" фактор: запоздалая реакция членов экипажа из-за употребления алкоголя. Один из авторов даже растиражировал нелепые слухи о желании экипажа поближе разглядеть загоравших на пляже девушек-нудисток (и это в 1972 году, да при температуре плюс 6 градусов! - В.Г.). Писали и о том, что взлетел экипаж якобы самовольно...
Что же на самом деле произошло 16 мая 1972 года? Версий и свидетельств очевидцев пришлось выслушать немало. Но говорить буду лишь о том, что подкреплено официальными документами.
В архиве Балтийского флота хранятся все материалы расследования катастрофы. Я внимательно изучил снимки, рисунки, свидетельства очевидцев, записи радиообмена... Оказывается, еще 13 марта 1972 года командующий ВВС Балтийского флота генерал-полковник авиации С.Гуляев утвердил план полетов. Согласно ему, полет 16 мая должен был проходить по маршруту Храброво - Зеленоградск - мыс Таран - Коса (посадка) - Чкаловск (посадка) - Храброво (посадка).
Из рапорта диспетчера прапорщика Микулевича: "По прибытии капитана Гутника на КДП я взял у него справку о том, что экипаж по состоянию здоровья задание выполнять может. И подписал полетный лист с посадкой на Косе".
Что касается профессионализма экипажа, то акт расследования катастрофы самолета Ан-24 под сомнение его не ставит: налет у капитана Гутника составил к тому времени около пяти тысяч часов. Да и сослуживцы отзываются о нем как о классном пилоте.
Подполковник запаса Вячеслав Курьянович:
- После окончания летного училища Вилорий Ильич Гутник прошел переподготовку в Рязанском учебном центре. Потом стажировался в гражданской авиации. Летал вторым пилотом в якутском авиаотряде. Приобрел там опыт полетов на дальние и сверхдальние расстояния. В 1965 году стал командиром воздушного корабля в нашей части. Я летал у него полтора года штурманом. В нашем полку Гутник считался одним из лучших летчиков...
Подполковник запаса Владимир Писаренко:
- Вилорий Ильич был летчиком высочайшего класса. Грамотный, дисциплинированный, во всем очень скрупулезный. Да и весь экипаж был у него сильный. Тот же штурман капитан Костин. Очень грамотный специалист. К нам прибыл с Новой Земли, где летал в сложнейших условиях...
Ан-24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев. Набрав высоту, самолет вышел в точку в районе Зеленоградска, "привязался" к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг посадки на Куршской косе. Над морем уже лежал плотный туман. Столкновение самолета с сосной произошло на 14-й минуте 48-й секунде полета. При этом "черные ящики" зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия скалы до верхушки сосны не более 85 метров.
Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с Ил-14 на Ан-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.
По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось. Итогом расследования стал приказ министра обороны с двумя нулями (совершенно секретно), в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов, допустивших непродуманную замену приборов. Однако 30 лет это от общественности скрывали. Пусть с большим опозданием, но мы имеем возможность снять публичные обвинения с экипажа. Он сам оказался жертвой ошибочных кабинетных решений...