06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КТО ЖЕ ОКАЗАЛСЯ НЕ НА ВЫСОТЕ?

Громак Валерий
Опубликовано 01:01 13 Августа 2002г.
Эта трагедия произошла в 12 часов 30 минут 16 мая 1972 года в прибалтийском курортном городке Светлогорске. Очевидцы рассказывают, что с утра было ясно и тепло, но затем плотной пеленой лег туман. Со стороны моря из тумана донесся гул турбин. Потом над обрывистым берегом появился самолет, зацепил высоченную сосну, срубил ее верхушку, обломил часть крыла и, теряя части обшивки, пролетел еще метров 200, рухнув на здание детского садика. В 20 метрах от места падения в домике жила одинокая старушка. Домик этот и сегодня цел...

К месту трагедии срочно прибыло областное партийное начальство, командование Балтийского флота, осмотрели, сфотографировали, останки погибших увезли. За ночь матросы из близлежащей части убрали обломки самолета, разобрали развалины, очистили территорию и даже разбили клумбу на месте бывшего детсада. На информацию о трагедии наложили строжайшее вето. Естественно, по Светлогорску тут же начали гулять слухи и домыслы. Небольшой курортный городок был потрясен трагедией, которая унесла 23 детские жизни. Под развалинами погибла и повар детского садика Тамара Янковская, а еще две работницы - Антонина Романенко и Валентина Шабаева-Метелица скончались от ожогов в госпитале.
Военных летчиков, членов экипажа разбившегося самолета - капитанов Вилория Гутника и Александра Костина, старшего лейтенанта Андрея Лютова, прапорщиков Николая Гаврилюка, Леонида Сергиенко, старшего инспектора - летчика подполковника Льва Денисова, старшего инженера подполковника Анатолия Светлова похоронили на городском кладбище в Калининграде. Тело старшего лейтенанта Виктора Баранова жена увезла на родину.
Из Москвы срочно вылетела комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник-инженер Алексеев. Его сопровождало немало военных чинов. Найденные "черные ящики" отправили на дешифровку, пропустили через "сито" подробнейшего опроса всех летчиков полка и свидетелей. Но вывод комиссии до общественности доведен не был, и жители Светлогорска на основе распускаемых слухов долгие годы винили в случившемся погибших летчиков.
До сих пор в годовщину трагедии на кладбище Светлогорска приезжают почтить память погибших представители авиации Балтийского флота, встречаются с родственниками жертв трагедии. Ежегодно 9 мая, в день рождения командира АН-24 капитана Вилория Гутника, на городском кладбище Калининграда собираются и однополчане погибшего экипажа. А на месте трагедии возведена часовня... Но по-прежнему черная молва обвиняет летчиков.
Нет-нет да и появятся в местной печати статьи, где авторы ставят под сомнение профессионализм экипажа. Дескать, он не справился со своей задачей из-за неблагоприятных условий полета: не учел высокий набегающий берег, внезапный туман, не знал о погоде на маршруте. Сработал якобы и "хмельной" фактор: запоздалая реакция членов экипажа из-за употребления алкоголя. Один из авторов даже растиражировал нелепые слухи о желании экипажа поближе разглядеть загоравших на пляже девушек-нудисток (и это в 1972 году, да при температуре плюс 6 градусов! - В.Г.). Писали и о том, что взлетел экипаж якобы самовольно...
Что же на самом деле произошло 16 мая 1972 года? Версий и свидетельств очевидцев пришлось выслушать немало. Но говорить буду лишь о том, что подкреплено официальными документами.
В архиве Балтийского флота хранятся все материалы расследования катастрофы. Я внимательно изучил снимки, рисунки, свидетельства очевидцев, записи радиообмена... Оказывается, еще 13 марта 1972 года командующий ВВС Балтийского флота генерал-полковник авиации С.Гуляев утвердил план полетов. Согласно ему, полет 16 мая должен был проходить по маршруту Храброво - Зеленоградск - мыс Таран - Коса (посадка) - Чкаловск (посадка) - Храброво (посадка).
Из рапорта диспетчера прапорщика Микулевича: "По прибытии капитана Гутника на КДП я взял у него справку о том, что экипаж по состоянию здоровья задание выполнять может. И подписал полетный лист с посадкой на Косе".
Что касается профессионализма экипажа, то акт расследования катастрофы самолета Ан-24 под сомнение его не ставит: налет у капитана Гутника составил к тому времени около пяти тысяч часов. Да и сослуживцы отзываются о нем как о классном пилоте.
Подполковник запаса Вячеслав Курьянович:
- После окончания летного училища Вилорий Ильич Гутник прошел переподготовку в Рязанском учебном центре. Потом стажировался в гражданской авиации. Летал вторым пилотом в якутском авиаотряде. Приобрел там опыт полетов на дальние и сверхдальние расстояния. В 1965 году стал командиром воздушного корабля в нашей части. Я летал у него полтора года штурманом. В нашем полку Гутник считался одним из лучших летчиков...
Подполковник запаса Владимир Писаренко:
- Вилорий Ильич был летчиком высочайшего класса. Грамотный, дисциплинированный, во всем очень скрупулезный. Да и весь экипаж был у него сильный. Тот же штурман капитан Костин. Очень грамотный специалист. К нам прибыл с Новой Земли, где летал в сложнейших условиях...
Ан-24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев. Набрав высоту, самолет вышел в точку в районе Зеленоградска, "привязался" к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг посадки на Куршской косе. Над морем уже лежал плотный туман. Столкновение самолета с сосной произошло на 14-й минуте 48-й секунде полета. При этом "черные ящики" зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия скалы до верхушки сосны не более 85 метров.
Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с Ил-14 на Ан-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.
По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось. Итогом расследования стал приказ министра обороны с двумя нулями (совершенно секретно), в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов, допустивших непродуманную замену приборов. Однако 30 лет это от общественности скрывали. Пусть с большим опозданием, но мы имеем возможность снять публичные обвинения с экипажа. Он сам оказался жертвой ошибочных кабинетных решений...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников