ДЕРЖИСЬ, ГЕОЛОГ

Приумножение российского капитала и увеличение золотовалютных резервов идет сегодня в основном

Приумножение российского капитала и увеличение золотовалютных резервов идет сегодня в основном за счет экспорта нефти и газа. Когда-то советские геологи подготовили для использования минерально-сырьевую базу на 30 триллионов долларов. Этот запас прочности до сих пор является для страны гарантом национальной безопасности. Но как долго такое положение будет продолжаться? Вот уже более десяти лет о геологии все забыли. Даже у нашего уважаемого президента, написавшего в свое время диссертацию, посвященную этой проблеме, за массой других забот до этой руки пока не доходят. А правительство помалкивает...
В России сегодня нет министерства или комитета по геологии. Аналитики утверждают, что в правительстве 14 (!) министров занимаются минерально-сырьевым комплексом. Давайте посмотрим, как у них это получается. На недавнем высоком совещании по науке в Кремле в перечне приоритетных исследований до 2010 года и на более далекую перспективу вообще нет минерально-сырьевого и даже нефтегазового аспекта. Похоже, геологии как науке приходит конец.
Когда-то эта профессия была одной из самых любимых у молодежи. Сейчас геологи бросают свою работу. Пенсионеры бедствуют. Как-то ветерану геологии, прошедшей Чукотку, Якутию и Сибирь, открывшей много месторождений нефти и газа, вручали значок-медаль "300 лет горно-геологической службы России". Ей 82 года, живет одна в Томске. Держа в руках эту медаль, она тихо сказала: "Мне бы лучше денег"... Ее пенсия - 1500 рублей.
Недавно вместе с первооткрывателями новосибирских месторождений Ю.Вараксиным и В. Харитоновым я побывал в Межовке на севере Новосибирской области, где когда-то была прославленная Северная нефтеразведочная экспедиция. Теперь Межовка угасает. Половина деревни ездит на работу вахтовым методом в Сургут, Нижневартовск. А здесь, рядом, в 50 километрах на Верх-Тарском месторождении тоже работают буровики вахтовым методом, которые приезжают из Нижневартовска и Удмуртии. Это противоречит не только лицензионному соглашению, но и здравому смыслу.
Но закончить свое письмо я хотел бы на мажорной ноте. В конце марта в Академгородке Новосибирска проходила 28-я Сибирская геологическая школьная олимпиада. 134 ученика из разных городов и регионов России представили на суд жюри свои рефераты. Ребята исследовали гипотезы происхождения Урала, планету Марс как геологический объект, рост кристаллов в электрических полях. Так вот, я берусь утверждать, что советским геологам растет достойная смена. Вот только сумеет ли государство воспользоваться их устремлениями и знаниями?