ПАРИЖ ОТДАЛ ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ

"Было время, когда Франция нуждалась в сильной центральной власти для того, чтобы состояться как государство. Теперь ей требуется децентрализация с тем, чтобы сохранить свое единство". Эта фраза, произнесенная Франсуа Миттераном через пару месяцев после его избрания президентом в 1981 году, - ключевая для понимания того, каким образом в последние четверть века строятся отношения между Парижем и органами местного самоуправления.

Откровенно сказать, на протяжении всей своей истории Франция считалась, да и была в действительности образцом унитарного государства, которое складывалось весьма болезненно, ибо центробежные силы в "шестиграннике", как иногда называют страну, всегда отличались разнообразием и активностью. Поэтому традиционно, как во времена монархов, так и республиканцев, проводилась весьма жесткая политика по отношению к проявлениям сепаратизма. Крови было пролито немало. Здесь это прекрасно помнят, и надо отдать должное французам - их национальное самосознание, будь то трудолюбивый крестьянин из Нормандии или темпераментный южанин из Марселя, весьма и весьма высоко.
Тем не менее с развитием демократии, экономическим ростом, особенно после второй мировой войны, политическая элита страны все больше начинает осознавать, что каким бы ни было эффективным государство, управлять эффективно всем, что происходит на региональном, департаментском и коммунальном уровнях, просто невозможно. Сама логика жизни подталкивала их к передаче многих функций органам местного самоуправления.
Сформулированный Миттераном принцип воплотился спустя два года в закон о децентрализации, который с некоторыми уточнениями и поправками регулирует взаимоотношения между государственной и местной властями. Во-первых, законом проведена разграничительная линия между тем, что входит в компетенцию государства, а что должно решаться на местах. В свое время мне довелось на эту тему беседовать с представителем администрации департамента Верхняя Сена господином Жульеном Бюньолем. Этот департамент примыкает к Парижу с юго-запада и, хотя является самым маленьким во Франции - всего 176 квадратных километров, считается самым богатым. Дело в том, что тут обосновались штаб-квартиры десятков тысяч компаний, среди которых такие крупнейшие концерны, как "Тоталь", "Рено", "Дассо", и прочие, что позволяет местным жителям с гордостью говорить: "По экономической мощи мы стоим на уровне с Грецией!".
Так вот, по словам господина Бюньоля, государство занимается всем, что входит в понятие "национальная солидарность". К примеру, все граждане Франции пользуются системой "социального обеспечения", которая предусматривает на национальном уровне среди прочего пенсии, медицинское обслуживание (практически бесплатное и, должен отметить, высокого уровня), пособия самому широкому кругу людей - безработных, инвалидов, больных. То, что делается сверх этого, - забота местных властей. Допустим, строительство и содержание детских садов, организация курсов по профподготовке безработных. Местный транспорт, выделение земельных участков под застройку, разрешения на снос строений и возведение новых - также вотчина органов местного самоуправления.
Откуда берутся средства? Лишь часть средств, отметим, меньшая, поступает из госбюджета. Остальное "добирается" с помощью местных налогов. Среди них главный - это "профессиональный налог", который выплачивают промышленные предприятия, торговые, предпринимательские и прочие структуры, которые расположены на территории, подведомственной местным властям. Чем богаче фирма, тем выше этот налог. Так что многомиллиардный бюджет департамента Верхняя Сена, в котором достаточно средств на многие социальные программы, есть результат умелой стратегии, с помощью которой департаментское руководство создало у себя благоприятные условия для национального, а также международного бизнеса. Следующий по значению местный налог - налог "за проживание". Его выплачивают все граждане, живущие на территории департамента. Он зависит от занимаемой жилой площади и ее качества, а, значит, для людей со скромными доходами ниже, чем для состоятельной части населения. К примеру, за 100-метровую трехкомнатную квартиру в респектабельном 16-м районе Парижа ее жильцы в качестве налога ежегодно должны выкладывать 700 - 800 евро, в то время как в городском пригороде в доме, где обитает народ победнее или, как здесь любят говорить, "со скромным достатком", налог "за проживание" будет в несколько раз ниже. Хорошей подпиткой также служит налог, который собирается при заключении сделок о продаже или передаче недвижимости - будь то предприятие, земельный участок или квартира.
На что конкретно уходят средства местного бюджета? Возьмем, к примеру, Коломб, небольшой городок с населением 80 тысяч человек. Он находится в полутора десятках километров от Парижа. Всего лишь четверть его бюджета поступает от государства, около половины формируется за счет "профессионального налога" и оставшаяся часть складывается за счет прочих местных налогов, к которым следует присовокупить налог за владение землей, если таковая у кого-то имеется, а также плату за уборку улиц. Так вот, примерно 17 процентов бюджета идет на дотации школьному питанию, организации детских площадок, школьных экскурсий. 15 процентов выделяется на поддержание чистоты в городе, 26 - на ясли, "материнские школы", как здесь называют детские сады, а также социальную помощь на уровне муниципалитета (это сверх общенациональной, которая обеспечивается госказной). 11 процентов идут на спортивные и культмассовые программы и еще 20 на административные расходы собственно муниципалитета. Оставшиеся средства расходуются на нужды городского благоустройства, организацию рынков и прочее.
Децентрализация по-французски, надо подчеркнуть, отнюдь не означает, что центральная власть полностью самоустранилась от того, что происходит в регионах, департаментах и коммунах. Во всех департаментах существуют специальные государственные структуры, цель которых - блюсти на местах государственные интересы. Это префектуры. Такой институт существует во Франции с незапамятных времен.
Теперь, когда центр тяжести управления делами на местах резко переместился в сторону органов местного самоуправления, их роль во многом сводится к контролю за тем, как на практике реализуются правительственные решения, имеющие общенациональное значение. Также не стоит забывать о том, что именно префекту подчиняются все полицейские силы, а, следовательно, он несет ответственность за соблюдение порядка, конституционных прав и свобод во вверенном ему департаменте. В случае необходимости префекты могут призвать на помощь вооруженные силы, что время от времени происходит, когда, к примеру, бастующие транспортники перекрывают железнодорожные ветки или автотрассы. Они подчиняются министру внутренних дел. Поэтому общение местных властей с центром по многим вопросам осуществляется с помощью префектур, в штате которых часто имеются представители других общенациональных министерств.
Как правило, отношения между местными властями и префектурами партнерские: те и другие заинтересованы в порядке и процветании на подведомственной территории. Обычно префекты не вмешиваются в дела органов самоуправления, а при конфликтах стремятся избегать данного им по закону права обращаться в административный суд. Правда, надо отметить, что представители госвласти, особенно там, где не густо с финансами, обладают серьезным рычагом влияния. Это государственные субсидии на те или иные местные программы. От кого в первую голову зависит, прольется ли золотой дождь на регион или департамент? Конечно, от префекта.
Хотя Франция и далеко ушла по пути децентрализации, проблем не только остается множество, но и возникает немало новых, и связаны они с европейской интеграцией. Но это уже иной разговор...