07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО

Колчанов Рудольф
Опубликовано 01:01 13 Августа 2003г.
Что появилось раньше - курица или яйцо? Почти таким же тупиковым является вопрос о том, что в первом государстве было первым: армия или налоги? За многие века устоялась формула: чем больше госаппарат собирает налогов, тем он сильнее в финансовом отношении, с другой стороны - чем меньше давит налоговый пресс на подданных, тем выше их платежный спрос и как следствие - больше стимулов для производителей, развития экономики. Но когда жизнь с ее бесконечным многообразием укладывалась в схемы...

Правительство ФРГ заявило о досрочной реализации первого этапа своей налоговой программы. С января 2004 года низшая ставка подоходного налога уменьшится с 19,9 до 15 процентов, а высшая - с 48,5 до 42 процентов. Государственная казна не доберет на налогах 15,5 миллиарда евро, и до цента сбалансированный бюджет может потерять свою дееспособность.
Где же собирается правительство Германии достать деньги, которые компенсируют налоговые потери? Около 10 миллиардов возьмут в долг. Сумма невелика, особенно если сравнить ее с общим государственным долгом ФРГ, составляющим (практически полностью за счет внутренних заимствований) 1298 миллиардов(!) евро. Еще два миллиарда надеются получить за счет приватизации, в частности, продажи госакций "Телекома" и почты. Остальное должно дать сокращение дотаций - но не их полная отмена, как того требуют многие в ФРГ.
В прошлом году на федеральном уровне было истрачено 21,445 миллиарда евро на всякого рода субсидии и "финансовое содействие", около половины ушло горнякам, сельским производителям, на строительство, на различные доплаты тем, кто содействовал сохранению окружающей среды - опять же, в сфере материального производства. Уменьшение дотаций, конечно, вызывает широкое недовольство, и трудно сказать, за кем в обществе большинство - за сторонниками или противниками.
Это обстоятельство обещает обострение политической борьбы и вынудит партии к сложному маневрированию уже сейчас, задолго до новых парламентских выборов. Но довлеет экономический расчет, а точнее, пожалуй, - надежда, что сокращение налогов с их покрытием в предложенной форме поможет достижению главной цели - оживлению производственной конъюнктуры.
Оптимисты ссылаются на уроки истории Западной Германии. Первый серьезный и затяжной спад производства угрожал стране "экономического чуда" в конце 60-х годов. Тогда и была предложена программа, аналогичная нынешней. Буквально через несколько месяцев сухой и сдержанный министр экономики Карл Шиллер с почти поэтической гордостью, чем удивил нас на бурной пресс-конференции, подвел итоги: "Мы взглянули в глаза кризису, и он стыдливо поник взором".
Нынешний кризис выглядит отнюдь не стыдливо, а, наоборот, агрессивно уже потому, что он возник в ситуации общемировых экономических неурядиц, вместе с трудностями в США и в Японии вместе с Юго-Восточной Азией. Государственные заимствования давно скомпрометировали себя в глазах немцев, привыкших "протягивать ножки по одежке". Не хотят они смиряться и с уменьшением социальной поддержки. Весьма сомнительно и то, что сэкономленные на уменьшении налогов деньги немедленно оживят экономическую конъюнктуру.
Даже если предположить, что население, испуганное кризисными явлениями, не станет все же откладывать деньги про запас, а ринется делать покупки, - все равно многое уйдет "на сторону". Японские дисковые видеомагнитофоны, корейские цифровые камеры, финские мобильники или американская спортивная обувь все это покупалось бы немцами и дальше в первую очередь, а не аналогичная немецкая продукция, уступающая прежде всего в цене и не превосходящая по качеству...
Так что немцам придется искать и другие рецепты оздоровления экономики. В богатой Германии предпосылки для этого есть.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников