ДВЕРЬ ПОКАЯНИЯ ОТКРЫТА

По благословению Никона, епископа Липецкого и Елецкого, в исправительных учреждениях Липецкой области реализуется проект по так называемому дистантному обучению осужденных на подготовительном курсе Свято-Тихоновского богословского института.

Многие из нас скептически относятся к проявлениям заботы о преступниках. Признаться, и я, грешный, размышлял в том же духе. Ну ладно, инженеры и экономисты, вышедшие из криминальной среды, - еще куда ни шло. Но чтобы священнослужитель, ученый-богослов или преподаватель Закона Божьего были в прошлом опасными преступниками - это кажется немыслимым!
В Липецке я поделился своими сомнениями с протоиереем Александром Зюзей, куратором проекта по "перековке" преступников в праведников. Отец Александр - совсем еще молодой человек. Родился в рабочей семье, окончил Горный институт в Петербурге, работал на шахтах, параллельно изучая историю православия. Был послушником в Задонском монастыре, где стал диаконом, а затем и священником. До переезда в Липецк настоятельствовал в храмах Ельца, а вдобавок к своим непосредственным обязанностям шефствовал над пенитенциарными учреждениями: крестил, исповедывал осужденных, выступал перед ними с проповедями. В общем, хорошо знает обстановку в колониях, быт, нравы и психологию тех, кто оказался за решеткой.
- Действительно, - рассуждает отец Александр, внимательно выслушав меня, - с обывательской колокольни наша инициатива может показаться пустой тратой времени или показушной затеей. Однако мы не ставим перед собой задачу, чтобы осужденные стройными рядами устремились в магистры богословия. Для нас главное - помочь душам оступившихся...
По мнению священника, преступления зачастую совершаются как раз потому, что многие люди живут без Бога в сердце, без молитвы и покаяния. Попав в места заключения, человек с особой остротой размышляет о смысле жизни, ищет ответ на вопрос, почему веками наши предки молились Богу, а потом вдруг перестали, и чем это обернулось для России, для ее народа. "Чаще всего неверие, - продолжал отец Александр, - дитя невежества, интеллектуального и духовного". Он вспомнил некоторые эпизоды из практики общения с обитателями липецких колоний: "Вопросы там задают всякие. И проще - а где царство Божие? И такие: Христос говорит "не убий!", а как быть на войне?" Люди в местах заключения остаются людьми - со своими достоинствами, недостатками и заблуждениями. Поэтому изучение основ православия, приобщение к высшей мудрости Библии помогут человеку вступить на путь познания себя в Боге и Бога в себе.
Отец Александр убежден: сам процесс обучения способствует нравственному обновлению осужденных. Отбыв срок наказания, они станут руководствоваться не лукавыми "понятиями", а христианскими заповедями. Отвечая же скептикам, протоиерей привел по памяти слова Преподобного Серафима Саровского: "Осуждай дурное дело, а самого делающего - не осуждай". И далее: "Дверь покаяния всем отверста, и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобой".
Организационно дистантная форма обучения выглядит незатейливо. Осужденные получают необходимую литературу, аудио- и видеотехнику и тематические кассеты. Среди предметов, изучаемых на курсах, - Ветхий и Новый заветы, катехизис, история Православной церкви. Контрольные работы отправляются в институт, где их проверяют и выставляют оценки в заведенные на учащихся журналы. Все, успешно закончившие курсы, после освобождения получат возможность поступить на один из факультетов богословского вуза с перспективой получения диплома о высшем образовании по специальностям: историк, священник, миссионер... Учиться на подготовительных курсах изъявило желание уже более 300 осужденных.