ТАЛСИНКИ - ГОРОД В КВАДРАТЕ

На реализацию плана, который пока фигурирует под названием "Таллин без границ", потребуется, как считают, порядка 20 лет. Высшие чиновники, предприниматели и известные общественные деятели двух столиц-портов, разделенных 80 километрами водного пространства, собравшись на конференции, решительно констатировали, что сложившиеся между двумя этнически близкими народами глубокие и разносторонние экономические связи создают надежные предпосылки для создания "двойного города" - по типу "коалиции" датского Копенгагена и шведского Мальме. Реализация проекта - "вопрос текущего момента".

По словам бывшего мэра Таллина Эдгара Сависаара, уже через несколько лет обе административные единицы смогут приступить к формированию общего городского собрания, чуть позже мэрии мегаполиса, а затем начать согласовывать деятельность инфраструктур таким образом, чтобы связать между собой системы общественного транспорта: пассажир должен иметь возможность ездить на основании единого проездного документа как на одной стороне Финского залива, так и на другой.
Уже сегодня между расположенными по почти идеальной меридиональной прямой центрами курсируют паромы 8 судоходных компаний. Среди них как крупнотоннажные автопассажирские лайнеры, так и "Метеоры" на подводных крыльях постройки советских времен, и даже весьма вместительные катамараны, зафрахтованные в Австралии, а недавно открыта воздушная линия. Вертолет тратит на дорогу 20 минут. Однако открывшаяся авиалиния уже омрачена катастрофой рейсового вертолета компании Коптерлайн "Сикорский 76С". На его борту было 14 человек. Все они погибли. В течение нескольких лет обсуждается проект автомобильно-железнодорожного тоннеля в толще гранитных скал под Финским заливом - его экономическая целесообразность все еще вызывает большие сомнения.
По мнению вице-мэра Таллина Пиепа Аавиксоо, уникальное культурное наследие, внесенное в списки ЮНЕСКО, позволит столице Эстонии оттянуть, возможно, большую часть туристов - любителей исторических достопримечательностей из ныне самого посещаемого места региона - Стокгольма. Что касается будущего "города-двойника", то древний Таллин органично дополнит и оттенит более современный и динамичный Хельсинки.
Комментаторы отмечают, что толчком к дискуссии относительно единения двух разделенных 4-часовым морским переходом городов послужило недавнее вступление Эстонии в Евросоюз, членом которого Финляндия стала еще в 1995 году. Процессы экономического слияния Хельсинки и Таллина продолжаются уже 10 лет. Финские и эстонские фирмы стали воспринимать пространство по обеим сторонам залива как единый внутренний рынок.
Но последнее слово остается за Его Величеством Санкт-Петербургом. Историческая слава северной российской столицы, магнетизм имени таковы, что в Скандинавии не найдется ни одного эксперта, кто бы ни признавал за этим 5-миллионным мегаполисом великого будущего. Однако это не повод для самоуспокоения. Конкуренты не дремлют. Потенциал города на Неве еще предстоит реализовать - тут, что называется, конь не валялся. Чего стоит, например, такой факт. В прошлом году из-за не поддающихся разрешению бюрократических проблем с оформлением виз были сорваны два масштабных замысла "прорыва" сюда шикарных морских туристических лайнеров финских компаний. Из Хельсинки и Таллина путешествующий по Балтийскому морю может попасть в Стокгольм, Копенгаген, осмотреть красоты Аландского архипелага, сойти в нескольких портах Германии и Польши, но так и не добраться до замыкающего Финский залив близлежащего Петербурга.