Первый на обходе

Без вмешательства президента разобраться с дорогами в нашей стране не получается

Вчерашний день первое лицо страны уделило одной из двух главных российских бед — дорогам. Сначала Владимир Путин посетил строящийся участок дороги на западе ближнего Подмосковья, а затем провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры столичного региона.

Во время посещения строящегося Северного объезда Одинцово глава Росавтодора Сергей Кельбах сообщил президенту некоторые цифры: «Протяженность новой трассы составит 19,5 километра, ее введут в эксплуатацию в начале ноября. Можно будет ехать со скоростью 120 километров в час и в сутки пропускать 70-80 тысяч автомобилей». Любителям проехаться с ветерком придется за удовольствие раскошелиться: дорогу планируют сделать платной.

Говорят, объездная дорога мимо Одинцово нужна в первую очередь обитателям элитных коттеджей, потому что служит дублером перегруженного Рублевского шоссе и позволяет из районов Никольского сразу уйти во Внуково, без выезда на МКАД. Но никто не станет спорить, что пуск этого участка немедленно разгрузит транспортные магистрали на западе столицы, в том числе в районе МКАД.

Закончив с осмотром строящейся трассы, Владимир Путин провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья. В частности, он заявил: «Прошу правительство РФ считать проект пригородного сообщения Московского транспортного узла приоритетным на ближайшие пять-шесть лет и хочу отметить, что он станет одним из крупнейших мероприятий подобного рода в мире». Особое значение отводится ЦКАД (трасса протяженностью 339 км, которая пройдет по территории Подмосковья в 30-50 км от МКАД и будет достроена к 2025 году).

Во-первых, он согласился с предложением врио мэра Москвы Сергея Собянина создать штаб — комиссию или рабочую группу для координации строительства ЦКАД, — который будет собираться раз в полгода. Во-вторых, потребовал работать строго по графику и минимизировать ценовые риски проекта: «Понятно, что у каждого участка своя протяженность. Свои инвесторы, своя специфика и своя экономика. Чтобы проект был в целом успешен, нужен выверенный график запуска отдельных участков».

В-третьих, президент заострил внимание на недопустимости воровства на проекте стоимостью 300 млрд рублей. Глава государства заявил: «Необходимо жестко пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли».

Стоит заметить, что это серьезное предупреждение. Напомним: весной 2007 года, когда идея Северного объезда Одинцово дозревала в головах проектировщиков, министр транспорта Игорь Левитин уже жаловался, что землю, по которой пойдет дорога, скупили спекулянты. Строителям пришлось выкупать ее по тройной цене. Левитин официально заявлял, что стоимость проекта в результате аферы с землей выросла почти втрое!

Поскольку спекулянтов в нашей стране за последние шесть лет меньше не стало, есть основания предполагать, что и в случае со строительством ЦКАД бюджету придется покупать землю по двойной цене.

Хотя, учитывая серьезность проекта, не исключено, что президент Путин решит вопрос с землей в особом порядке — например, как в олимпийском Сочи. Ведь не далее как 21 июня, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Путин назвал строительство ЦКАД одной из трех важнейших задач, стоящих перед страной: «Центральная кольцевая автомобильная дорога — это новый проект, который изменит всю логистику перевозок в европейской части Российской Федерации, свяжет центральные регионы страны, даст им новые возможности для развития, позволит разгрузить Москву от транзита, улучшить транспортную и экологическую обстановку самой столицы».

Кстати, напомню, что идея ЦКАД обсуждается последние 20 лет. Началу же строительства, как ни странно, мешали экономические интересы столицы. Дело в том, что Москва как крупнейший транспортный узел получает доход со всех инфраструктурных предприятий. С вводом же в эксплуатацию ЦКАД промышленные склады и ряд транспортных предприятий и баз передислоцируются в Подмосковье, которому и станут делать налоговые отчисления. Каким образом решили между собой этот вопрос Сергей Собянин и Андрей Воробьев, остается только догадываться. Однако Воробьев уже сказал на вчерашнем заседании, что «проект ЦКАД позволит удвоить валовый продукт Подмосковья».

В заключение президент призвал сделать стоимость проезда по ЦКАД доступной не только для представителей бизнеса, но и для простых граждан. На сегодняшний день предполагаемая цена составляет 1 рубль за 1 км. Не знаю, как вам, а мне эта цена кажется слегка завышенной.

Кстати: на совещании стало известно, что ЦКАД будут строить в две очереди. Четырехполосная дорога будет закончена к 2018 году, а к 2025-му ее расширят вдвое и доведут до шести-восьми полос.

Асфальт или бетон?

Не секрет, что наши дороги – одни из самых плохих в мире. Причина, конечно, не только в климате или недостатке средств, но также и в технологии. Вот, скажем, в Финляндии, где климат такой же, как у нас, дороги великолепные. Так чего же не хватает нашим строителям?


Как рассказал ведущий эксперт по дорожному строительству Илья Войлоков из Санкт-Петербургского политехнического университета, самые нагруженные федеральные дороги во всем мире делаются из бетона. В США 60% бетонных дорог; в Австрии – 46%; в Германии – 38%; а в России всего 3%. Да, такие дороги на 80% дороже в изготовлении, чем асфальтовые, зато первые 12 лет не требуют вообще никакого ухода, а всего служат как минимум полвека. Тогда как асфальтовые дороги требуют ремонта через каждые 3–4 года. С учетом этого бетонная и асфальтовая дороги уравниваются в цене через 8 лет эксплуатации.
Трудно представить, что наши чиновники не знают таких простых вещей. А причина, почему на наших дорогах лежит именно асфальт, прозаична – чем больше ремонта, тем больше денег для распила. Вы спросите, что можно украсть у дороги? Дорога строится так: отсыпка грунта; земляная подушка; сверху два слоя по 25–30 см песчаной смеси с геотекстилем; дальше слой щебня. Каждый материал и действия с ним строго регламентированы СНИПами. Все это раскатывается катками. Затем «подушка» заливается битумом и сверху укладываются три слоя асфальта толщиной 5, 6 и 8 см, которые плотно укатываются катками. Что уж говорить о том, что вместо трех слоев асфальта можно положить два слоя, а еще проигнорировать один из слоев песка с геотекстилем. Можно и не то сделать – никто не заметит. Более того, чем хуже дорожники сделают свою работу, тем скорее получат контракт на ремонтные работы.
Несколько лет назад руководительница проектных работ по замене асфальта на МКАД рассказала мне следующую историю. Чтобы асфальт на Московской кольцевой дороге не так быстро протирался в колею, инженеры предложили наполнять его не обычным щебнем, а гораздо более твердым камнем – габродиабазом. Камень завезли в Москву из Карелии и приступили к асфальтированию МКАД. «В эти дни я зашла в гаражный комплекс к своему знакомому, – рассказывала моя собеседница, – и увидела, что полы во всех гаражах посыпаны новеньким габродиабазом.  Спросила, где они взяли камень. Оказалось, остановили на дороге самосвалы, заплатили водителю несколько тысяч и получили весь его груз. А что же мы кладем в улучшенный асфальт?».