От русского мотоцикла до русского мотодрома

Сегодня стартует московская колонна международного автопробега «Дороги Победы. На Севастополь!»

В России проходит мотопробег, организованный клубом «Ночные волки» и Федерацией мототуризма России. Акция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, стартовала в разных городах 9-11 августа, а завершится 22 августа в Севастополе. «Труд» узнал о подробностях путешествия у его организаторов и участников.

– Цель похода «Дороги Победы. На Севастополь!»– увековечение памяти героев войны, – сказал на встрече с журналистами в МИА «Россия сегодня» председатель Федерации мототуризма России Евгений Строгов. – В непростое время, когда многие в мире, да и в нашей стране пытаются переписать историю, изобразить освободителей захватчиками, а фашистских пособников борцами за свободу, когда естественное желание поклониться могилам дедов, отстоявших страну и цивилизацию, трактуется как террористическая деятельность, марш выходит по значению за рамки обыкновенного путешествия и превращается в национальный манифест.

Руководитель серии мотомаршей «Дороги Победы» Андрей Бобровский описал маршруты пробега. Самая первая группа стартовала 9 августа из Москвы, чтобы встретить в Бресте иностранных участников, а затем ехать с ними через Воронеж в Ростов-на-Дону. 11-го начали движение колонны из Петербурга и Казани. Утром 13-го тронется в путь московская группа. Все они встретятся 14 августа в Ростове и двинутся вместе на Северный Кавказ: Минводы, Пятигорск, Грозный, Владикавказ, Магас, Терскол, Невинномысск, Абрау-Дюрсо. Оттуда паромом – в Крым и через Симферополь в Севастополь, который предполагается достичь 21 августа. 22-го здесь состоится масштабное байк-шоу и концерт, в котором ожидается участие известного таганковского автера Влада Маленко, писателя Александра Проханова, рок- и рэп-групп. Для тех, кому и этих впечатлений покажется мало, предусмотрено моторалли через перевал Ай-Петри 23-го.

Количество отечественных участников – около 250, зарубежных – примерно 60. В основном это представители Польши, Германии, Австрии, Нидерландов, Франции, Италии, Чехии. Со многими «Ночные волки» подружились во время предыдущего мотопохода Москва-Берлин в мае этого года, когда европейские байкеры поддержали российских единомышленников в их желании отдать дань памяти героям, 70 лет назад освободившим Европу от фашизма.

Капитан нынешнего похода Павел Марченко сказал, что его главная задача – безопасность участников. Их список открыт: присоединиться может каждый, у кого есть исправный мотоцикл, водительское удостоверение, палатка, спальник и деньги на бензин. Никакого централизованного финансирования нет, каждый оплачивает свое участие самостоятельно. Примерная стоимость пробега от Москвы до Севастополя – 25 тысяч рублей. Это вполне посильная для участников сумма. Экономить расходы по дороге помогает помощь друзей: так, байкеры Северного Кавказа пообещали снабдить колонну топливом, которого должно хватить до самого Севастополя. Они же предоставят ребятам ночлег.

– Вообще состав у нас довольно постоянный, – говорит Павел. – Кто съездил однажды, получает такой энергетический заряд, что ездит потом уже на каждое наше мероприятие. Один австралиец приезжает много лет. А бабушка из Перми приехала на 50-кубовом мопеде... Настоящая героиня!

На вопрос – не обидно ли, что патриотический рейд совершается в основном на японских мотоциклах, капитан пробега ответил:

– Обидно. Я сам когда-то начинал с «Иж Планеты», люблю его с детства. В Павлово-на-Оке каждый год проходит соревнование на «Уралах», что эти парни творят – только кино снимать. Но у этой техники (как, кстати, и у самых крутых американских мотоциклов) огромный недостаток: она подвержена поломкам и для дальних перемещений непригодна. Как ни грустно констатировать, серьезные пробеги в наши дни возможны только на «японцах». Но хочу вас порадовать: одной из целей нашего шоу в Севастополе будет демонстрация прототипа нового отечественного мотоцикла, 80 процентов узлов которого – российского производства. Собирать его будут на Ирбитском мотоциклетном заводе, откуда родом те самые «Уралы»...

Пользуясь случаем, корреспондент «Труда» спросил, как борются «Ночные волки» с безбашенностью ребят, с грохотом гоняющих ночами по улицам городов с запредельной скоростью.

– Нам с ними бороться бесполезно, – ответил Евгений Строгов, – бороться должно государство с помощью законов. В Европе ты просто не пройдешь техосмотр с громким выхлопом. А если все же поедешь, то лишишься прав. У нас за этим никто не следит. Доходит до трагедий. Знаю случай, когда пенсионер, которому горе-байкер не давал спать, раз сказал – не гоняй мотор под окнами, два сказал – тот не послушал, дед взял ружье и выстрелил. Насмерть.

Ну так, может быть, решение проблемы – в строительстве мотодромов, удаленных от жилых кварталов? Там – полное раздолье для самых экстремальных упражнений. Ведь были же такие в нашей стране.

– И сейчас их строят – за рубежом, – отвечает Марченко. – Но это целая культура, есть специальные трековые мотоциклы. У нас пока руки до этого не дошли. Вот запустим новый российский мотоцикл – и тогда можно будет делать следующий шаг.