Прощай, пластик: российские торговые сети задумались о переходе на бумажные пакеты

Проблема мусора и его переработки в РФ стоит не менее остро, чем во многих других странах. Решения есть, но ни одно из них не назовешь простым

Российская Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейшие торговые сети страны, начала обсуждать возможности отказа от пластиковых пакетов и замену их изделиями из целлюлозы.

«У нас в АКОРТ есть инициатива просто взять на себя обязательство отказаться от пластиковых пакетов. Не просто их продавать, а отказаться. Пока эта идея обсуждается, к ней не все готовы, но такая мысль есть», – рассказал по этому поводу председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков.

Им бы пластик взять и отменить

По его словам, руководство компаний понимает всю серьезность экологических проблем, которые создают пластиковые пакеты, и именно поэтому выступает с данной инициативой.

Пока компании решили отказаться от бесплатной их раздачи. «Конечно, это плохо для покупателей: появились дополнительные расходы — даже если это всего рубль, - приводит слова Белякова «РИА Новости». – Но все равно гражданам надо объяснять пользу таких мер», – полагает глава ассоциации.

В дальнейшем пакеты могут быть заменены тканевыми сумками и упаковками из целлюлозы. Однако последние будут стоить дороже в производстве и транспортировке. Тем не менее, это вполне реальная альтернатива пластику. «Если спрос появится — я вас уверяю, что послезавтра бумажных пакетов будет в избытке», – заверил Беляков журналистов.

Пакетная проблема

Пластик, в отличие от аналогов из натуральных материалов, практически не разлагается. По разным оценкам, выброшенный в природу пакет может продержаться от 400 до 1000 лет. В результате полимерная тара создает практически вечные свалки.

Такие отходы долгое время не смешиваются с окружающей средой, из-за чего в них повышается концентрация высокоактивных продуктов разложения, которые в свою очередь начинают взаимодействовать с пластиком и частично его разлагать. В одних случаях этот процесс идет с выделением метана – мощного парникового газа, в других – с образованием хлористых соединений.

Наибольший вред пластиковая продукция наносит океану. Морская вода эффективно разлагает большинство видов пластика, но при этом образуется значительное количество высокотоксичных соединений. Кроме того, многие животные пытаются есть пластиковые пакеты, в результате чего позднее гибнут.

Российская беда

Поскольку Россия – в основном континентальная страна, засорение мирового океана пластиком не является для РФ самой острой проблемой. Тем не менее, и у нашей страны есть свои трудности, связанные с ликвидацией полимерных отходов.

Дело в том, что ни СССР, ни РФ никогда в серьез не занимались вопросами экологичной утилизации мусора и его повторным использованием. Не мудрствуя лукаво, весь мусор свозили на так называемые полигоны ТБО – твердых бытовых отходов, из которых, за десятилетия эксплуатации, превратились в гигантские курганы, высота которых достигает 60 – 80 метров.

В результате к настоящему времени в России накопилось приблизительно 35 миллиардов тонн мусора. Свалками занято четыре миллиона гектаров – территория, равная площади Швейцарии.

Пока российские власти не придумали ничего лучше, чем просто сжигать этот мусор. Правительство подготовило федеральную программу «Чистая страна», в рамках которой предполагается построить около 200 мусоросжигательных заводов.

Однако экологи предупреждают, что попытка выполнить этот план обернется гигантской экологической катастрофой.

При всем богатстве выбора…

Дело в том, что в Европе, где активно используются мусоросжигательные заводы, отходы делятся на десятки фракций, и в топку отправляется лишь то, что нельзя переработать никакими другими способами. И даже при этом накопленная статистика заболеваний позволяет утверждать, что жить ближе 24 км от таких предприятий небезопасно для здоровья.

В России же, очевидно, жечь будут все скопом, а потому мусоросжигательные заводы неизбежно превратятся в гигантские химические бомбы, травящие население на десятки километров вокруг.

Кроме того, при сжигании мусора образуется высокотоксичная зола, объем которой составляет до 30% от первоначального объема отходов. Захоронение этого пепла требует принципиально иных мер безопасности. А никакой инфраструктуры под эти цели не создается, и даже не планируется.

Решить проблему можно было бы за счет мусорного экспорта. Финляндия, например, давно и охотно принимает на утилизацию мусор из многих стран ЕС. Однако этот вариант потребует немалых вложений. Во-первых, жечь российский мусор бесплатно финны не согласятся. Во вторых – поставляемые им отходы должны быть тщательно разделены по фракциям и соответствующим образом расфасованы, а значит, что России так или иначе придется создавать соответствующую инфраструктуру.

Можно пойти и другим путем, и начать обустраивать могильники и мусороперерабатывающие предприятия в пустынных, малонаселенных районах Средней Азии. Такой вариант стал бы выгоден всем: бывшие советские республики получили бы устойчивую статью дохода и сотни рабочих мест для своих граждан, а Россия избавилась бы от мусора, который ни перерабатывать, ни хранить в наших условиях уже невозможно. Однако пока российские власти усилий в этом направлении не предпринимают.