Спасибо, что живой

Российский кинематограф в зеркале Выборгского фестиваля

В Выборге завершился кинофестиваль «Окно в Европу». 27-й по счету, внешне он выглядел рядовым и даже проходным. Но по сути оказался прорывным, смело раздвинувшим горизонты нашего кино. Наберусь смелости утверждать, что подборка фильмов Выборгского феста оказалась в этом году интереснее, чем программа «Кинотавра», утонувшая в гламурной пене, перетирании измен и прочих семейно-интимных проблем.

Едва ли не все призы в Выборге завоевало независимое и, по определению, дерзкое, проблемное, социально заостренное авторское кино, снятое без финансового участия (а значит, и без идеологического давления) Минкультуры. Авторы снимали свои фильмы о том и так, как они сегодня видят и понимают нашу жизнь. Благо, в современных условиях это можно сделать буквально за гроши, технические возможности позволяют. Опять же, не надо ходить к чиновникам с протянутой рукой, униженно просить бюджетных денег и нарываться на отказ.

Главный приз в основном конкурсе из рук председателя жюри, известного драматурга Александра Бородянского получил молодой режиссер Борис Гуц, снявший свой фильм на айфон. Энтузиаст мобильного кино, он уже заявил о себе фильмами «Арбузные корки» и «Фагот». Последний из них тоже был снят на айфон, его показали в прошлом году в Выборге, фильм прозвучал, вышел в широкий прокат. Горжусь, что «Труд» в свое время поддержал эту живую, озорную, отчасти хулиганскую комедию, разговаривающую с современной молодежью на близком и понятном ей языке.

В новой картине «Смерть нам к лицу» режиссер сделал шаг вперед. При минимальном бюджете он снял камерную, но масштабную по мысли трагикомедию о любви и верности, дружбе и предательстве, жизни и смерти. В центре сюжета – юная девушка (Саша Быстржицкая), смертельно больная раком. Чтобы спасти ее, нужно раздобыть 4,5 миллиона рублей, необходимых для операции в Германии. Главная героиня готовится к похоронам, выбирает себе погребальный наряд, от плохо скрываемого отчаяния натужно бодрится, сочиняет дураковатые стишки про метастазики, которые нужно сварить в тазике. А ее молодой муж (Даниил Пугаев) в это время бегает по родным и знакомым и даже безуспешно пытается стать высокооплачиваемым порноактером, чтобы собрать нужную сумму.

Нет нужды пересказывать все перипетии этого смешного, страшного, горького, мучительного, пронзительного фильма, который кончается победой жизни над смертью. Победителем оказался и сам режиссер, который не только завоевал Гран-при фестиваля и впервые учрежденный приз Гильдии кинопродюсеров. Четыре года назад, узнав о своем страшном диагнозе (причем врачи давали ему недолгий срок), он не сдался, а продолжает азартно жить, творить, делать кино. На очереди у него – новый проект, сценарий которого уже написан. Так держать и бежать вперед, Борис! И пусть болезнь отстанет по дороге…

Победитель фестиваля Борис Гуц со своей командой

Спецприз жюри завоевал еще один молодой режиссер – Виталий Суслин, который приехал в Выборг с фильмом «Седьмой пробег по контуру земного шара». История разворачивается в провинциальном городке, где обитает главный герой – 59-летний охранник предприятия. Он живет здесь же, в служебной каморке, увешанной картинами, которые рисует в свободное время. В какой-то момент героя увольняют за глупую провинность, и он, основательный, здоровый мужчина, оказывается на улице без денег и жилья. Попытки устроиться на работу ни к чему не приводят: узнав о его возрасте, кадровики теряют к нему всякий интерес.

Нельзя без душевной боли смотреть на одиссею этого «маленького человека» (его сдержанно и сильно сыграл актер Ленкома Александр Карнаушкин), который на стареньком «жигуленке» колесит по улицам и окрестностям своего унылого городка в попытке как-то выпутаться из сложной жизненной передряги. В этих виртуозно снятых проездах нам открывается печальный образ России – по большей части бедной, с облупленными фасадами домов, разоренными крестьянскими гнездами. Не исключаю, что записные патриоты станут обвинять режиссера в сгущении красок, но он снимал кино в родной Воронежской области, так что пенять на зеркало, когда косой и кривой оказывается сама сегодняшняя реальность, – занятие вполне глупое.

В провинцию, а именно в карельский городок Сегеж уехала со съемочной группой и Наталья Назарова – еще один лауреат «Окна в Европу». Ее фильм «Простой карандаш» получил спецприз жюри с формулировкой: «За актуальную трактовку классического сюжета о противостоянии личности обстоятельствам». Этой Личностью в фильме оказывается учительница рисования (актриса Наталья Горелова удивительно похожа на Ирину Печерникову из фильма «Доживем до понедельника»), которая приезжает в провинциальное захолустье из Питера. Здесь в колонии отбывает срок ее муж – известный художник, бунтарь, посаженный, по ее словам, по сфабрикованному делу.

Подобно народникам, новая учительница пытается сеять разумное, доброе, вечное на чахлой ниве провинциальной культуры. Она пробует открыть окружающим глаза на мир прекрасного, зовет их в «даль светлую», но ее усилия натыкаются на рабскую психологию местного населения, запуганного бандитом-подростком, собирающим с малолеток дань, и его старшим братом-рецидивистом, который вот-вот выйдет из тюрьмы. Столкновение невыразимой красоты русской природы, хрупкой, но стойкой героини и убогой, жвачной жизни запуганных, изъеденных страхом людей, привыкших довольствоваться минимальными житейскими запросами, рождает внутренний конфликт этой горькой и страстной, пронизанной чеховскими мотивами картины, которой, уверен, предстоит международная фестивальная судьба.

Едва ли не весь мир уже объехал со своим дебютным фильмом «Костер на ветру» якутский режиссер Дмитрий Давыдов, по стечению обстоятельств как раз-таки учитель по своей профессии. Кино для него – недавно вспыхнувшая страсть. В Выборг он приехал со своей новой картиной «Нет Бога кроме меня». Главный герой ленты, кряжистый мужик-лесоруб, вынужден бросить село, продать дом, чтобы отвезти в город тяжело больную мать. Связанный с нею тонкими душевными узами, герой попадает в сложную ситуацию. С одной стороны, он не может обеспечить ей должный уход на съемной квартире, с другой – боится отдать ее в чужие равнодушные руки. Тотальную неразрешимость этой психологической, социальной коллизии прекрасно передал актер Саха-театра Петр Садовников, отмеченный спецпризом жюри за лучшую мужскую роль.

 На самом деле прекрасных ролей, мужских и женских, на фестивале было много. Как и глубоких, волнующих фильмов, заявленных в разных программах фестиваля. Я физически не смог бы увидеть все 130 картин, показанных за фестивальную неделю в Выборге. Конечно, был среди них и мусор, как, например, скандальный фильм «Элефант» Алексея Красовского, который якобы испортили продюсеры Сергей Сельянов и Алексей Гуськов. Но фильм получился такого неудобоваримого качества, что испортить его в принципе невозможно. Как, впрочем, и спасти.

Юлия Пересильд сыграла одну из главных ролей в картине«Конец сезона», которая стала фильмом открытия фестиваля

Что же касается лучших лент (а среди них социально-философский шедевр Константина Лопушанского «Сквозь черное стекло», очаровательная якутская комедия Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится», мудрая притча ЮсупаРазыкова «Керосин», острая социальная драма Елизаветы Стишовой «Сулейман Гора», десятки документальных, анимационных картин), то они сполна убеждают, что наше серьезное, проблемное, социальное кино по-прежнему живо. Смерть ему точно не к лицу.