…А кому-то Спиваков – «клоун и лицемер»

Почему не всю либеральную общественность устроил отказ музыканта от белорусского ордена 

12 августа народный артист СССР Владимир Спиваков опубликовал открытое письмо Александру Лукашенко, где публично отказался от награды, врученной ему белорусским президентом в 2014 году.

«Вы наградили меня Орденом Франциска Скорины за особые заслуги в области гуманитарной и благотворительной деятельности, успехи на почве национально-государственного возрождения, в защите человеческого достоинства и прав граждан Беларуси. Видимо, в то время эти понятия еще были Вам близки. Сегодня я по-прежнему разделяю эти ценности, но не с Вами, правителем, создавшим для своего народа условия жизни, несовместимые с гуманизмом и демократией».

Браво, маэстро?

Да, жест музыканта попал в резонанс с событиями в соседней братской стране. Не только мир в шоке от кадров расправ силовиков с демонстрантами, протестующими против официально объявленных итогов президентских выборов. Уже и среди самих силовиков есть те, кто отказывается выполнять, как они говорят, «преступные приказы власти». Первый президент независимой Белоруссии Станислав Шушкевич высоко оценил поступок российского дирижера, лишь слегка попеняв, что сделать этот шаг стоило намного раньше, поскольку давно было ясно, к чему идет дело в республике.

Но эта мягкая критика еще цветочки по сравнением с той буквально травлей Спивакова, что развернулась – где бы вы думали: в нашем самом что ни на есть демократическом фейсбуке. Казалось бы, какой еще негатив можно вменить народному артисту? А вот какой: «Непоследовательный он у вас, – пишет жительница Украины. – Батькой недоволен, а «крымнаш» признал». И началось. Градус рос от упреков в сервильности по отношению к российской власти до пощечин вроде «клоун и лицемер» и даже обвинений в причастности к военным преступлениям.

В этот момент словно было забыто все остальное, что Спиваковым сделано – созданные два элитных оркестра, построенный Дом музыки, чьи стены помнят выступления Джесси Норман, Рене Флеминг и других великих артистов; а еще – действующий более четверти века фонд Спивакова поддерживающий талантливых детей, дарящий им инструменты и вылечивший сотни тяжело больных девчонок и мальчишек. Уж не говорю о музыкальной радости, которую Спиваков подарил миллионам слушателей как виртуозный исполнитель.

А самое главное: в пылу спора большинство его участников напрочь забыли о прямом поводе своей стычки – судьбе Белоруссии. Уж точно она им была менее интересна, поскольку упоминалась гораздо реже, чем «военные преступления» Спивакова и его готовность действовать «по указке Путина».

Но вот меня, например, в десятую очередь интересует, по подсказке сделан нынешний демарш или без. Главное – Спиваков его сделал первым. По крайней мере мне не известно, кто еще из деятелей российской культуры выступил с таким же явным осуждением антинародных действий белорусского режима. И я уверен, что этот жест Спивакова – на пользу Белоруссии.

Тем же, кто со мной не согласен, советую посмотреть (или вспомнить, если когда-то видели) фильм знаменитого венгерского режиссера Иштвана Сабо «Мнения сторон». В его основе – реальная история немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера, которого после Второй мировой войны американцы подвергли жесткой процедуре денацификации за его руководство в годы рейха Берлинской и Венской филармониями, Байройтским вагнеровским фестивалем.

Да, все верно, Фуртвенглер входил в культурную элиту нацистской Германии. Его оркестр играл Девятую симфонию Бетховена на дне рождения фюрера. А это будет, пожалуй, покруче тех «военных преступлений», которые вменяют Спивакову. Но история рассудила по-своему, и для всего мира – в том числе для Иштвана Сабо, одного из самых убежденных антифашистов планеты – это прежде всего величайший дирижер ХХ века.

Спросите и вы, нынешние критики Спивакова, самих белорусов – кто он для них: один из тех, на кого можно надеяться и опереться, или всего лишь лукавый проводник воли Кремля? А тогда уж выставим с пристрастием общую оценку.