ЧТОБ НАМ ЖИТЬ НА ОДНУ ЗАРПЛАТУ

Более 700 тысяч работников бюджетной сферы получают сегодня 132 рубля, еще около миллиона - 180, у трех с лишним миллионов зарплата - от 223 до 365 рублей в месяц. Более квалифицированные бюджетники (тарифные ставки 8-11-го разрядов) получают 400-600 рублей. Как можно существовать на такую зарплату, если официальный прожиточный минимум в среднем по стране - 1185 рублей?По данным Госкомстата, 50 миллионов россиян во втором квартале имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. И хотя за год армия малоимущих сократилась на 10 миллионов, тем не менее широкомасштабная бедность продолжает оставаться одной из самых острых проблем в России. Какой должна быть политика доходов в стране, чтобы достичь цели, поставленной в программе правительства, - радикально повысить уровень жизни населения? Реально ли это при той концепции, которая заложена в социальном разделе программы? С этих вопросов началась наша беседа с директором Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктором экономических наук В. БОБКОВЫМ.

- Вячеслав Николаевич, насколько упала покупательная способность зарплаты за годы реформ?
- На среднемесячную начисленную (не всегда выплачиваемую) зарплату в минувшем квартале можно было приобрести всего полтора (если точно - 1,6) набора прожиточного минимума. А в 1990-м "получка" соответствовала 4,5 набора. То есть покупательная способность упала в три раза. Это просто крушение.
- Но в 1990-м усиленно накачиваемые в экономику деньги были во многом "пустыми" - в условиях хронического дефицита товаров купить многие нужные вещи было невозможно, прямое сравнение покупательной способности зарплаты тогда и сегодня, видимо, не даст точной картины...
- Не могу согласиться. В 1990-м еще не было тотального дефицита, который охватил страну годом позже. Какие-то товары действительно нужно было искать, но хлеб, основные продукты питания, одежда, обувь - все это было же в магазинах. Не говорю о том, что на эти деньги люди ездили отдыхать к морю, платили за квартиру, коммунальные услуги, покупали телевизоры... А сегодня во многих бедных семьях сломавшийся холодильник или телевизор не могут из-за отсутствия средств даже починить, тем более - заменить на новый. Так что трехкратное падение покупательной способности зарплаты отбросило немалую часть населения на обочину жизни. Появился как бы "дефицит с другой стороны": товары есть, но для многих они недоступны. Получается, что и раньше их нельзя было купить, и сегодня... При том что удельный вес работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, увеличивается. Более половины занятых - свыше 30 миллионов работников - приносят домой жалкие гроши, на которые обеспечить мало-мальски сносную жизнь немыслимо. Хотел бы также обратить внимание и на огромную дифференциацию в оплате труда. Разрыв в уровнях зарплаты между отраслями увеличился с 3,2 раза в 1991-м до 13 раз сегодня. Очень точно охарактеризовал ситуацию Владимир Путин в своей статье, опубликованной в канун 2000 года: "Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения". Вот почему так важно быстрее добиться существенных позитивных перемен в социальной сфере.
- Некоторые подвижки уже начались: в январе-июле нынешнего года реальные доходы выросли на 8,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 1999-го...
- Это неплохо, но положение остается очень тяжелым. Реальные доходы, к примеру, все еще на четверть ниже уровня 1997. А в июле этого года рост вообще прекратился - снижение, по сравнению с июнем, составило 3,6 процента. Чтобы видеть полную картину, мы и проводим сравнение с 1990-м годом. Получается: упали на дно ущелья и там барахтаемся. Сейчас стали делать первые шаги по тропинке вверх, но до края обрыва, с которого рухнули, еще далеко.
- Насколько быстро, на ваш взгляд, мы сможем подниматься, если социальный раздел правительственной программы будет реализован в полной мере? Удастся ли, например, заметно сократить масштабы бедности?
- Такая цель и определена. Предполагается, что численность граждан с доходами ниже прожиточного минимума снизится к 2005 году в 1,5-2 раза и в последующие пять лет еще на 25-35 процентов. То есть около 40 миллионов россиян должны вырваться за это время из тисков нищеты и вернуться к пусть скромной, но все же нормальной жизни.
Согласно программе, добиваться материального благополучия граждане будут прежде всего собственными усилиями. Роль государства - создавать условия для самореализации жителей, а дальше все зависит от трудолюбия, дисциплинированности, творческого потенциала, инициативы каждого. Эти качества придется проявлять в полной мере, чтобы не только компенсировать падение за годы реформ реальных доходов, но плюс к этому еще и оплачивать дополнительные расходы. А они лягут на семейный бюджет в связи с кардинальным сокращением многих государственных гарантий и дотаций.
Например, оплата жилья и коммунальных услуг будет полностью возложена на граждан. Для наглядности: в прошлом году из бюджетов всех уровней на жилищно-коммунальное хозяйство было израсходовано 125 миллиардов рублей, а в скором времени за все придется расплачиваться нам самим. Жилищные компенсации получат только малообеспеченные семьи. Во многих случаях средства потребуются и для того, чтобы дети получили специальное или высшее образование. Увеличится удельный вес платных медицинских услуг. Десяткам миллионов жителей придется тратить немалые суммы на те виды потребления, которые сегодня являются полностью или частично льготными. Таким образом, перед россиянами стоит очень непростая задача: добиться такого роста доходов, который позволил бы покрыть и эти дополнительные расходы и обеспечить значительное увеличение личного потребления. Реально ли осуществить такой рывок? Большой вопрос.
Программа предлагает такой путь к достижению цели: создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, структурная перестройка, эффективная защита социально уязвимых слоев, развитие цивилизованного рыночного хозяйства. Все это, конечно, необходимо, но, на мой взгляд, недостаточно. Даже если будет создан эффективно работающий рыночный механизм, еще не факт, что это обеспечит стремительный рост доходов бедняков. Рынок ведь может привести и к иному результату - усилению неравенства, расслоению в обществе (когда богатые будут богатеть, бедные становиться еще беднее). Богатые пусть на здоровье богатеют, но вот малообеспеченным надо помочь выбраться из нищеты. Для этого необходима продуманная политика доходов, которая будет способствовать эффективному использованию потенциальных возможностей рыночной экономики.
- В чем должна выражаться эта политика? Не может же, например, государство заставить хозяина частной фирмы повысить зарплату своим работникам?
- Речь не об этом. Но государство может в течение нескольких лет поднять минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума. То есть увеличить ее более чем в 15 раз. Это приведет к резкому повышению оплаты труда в целом. Далее - бюджетная сфера. Здесь трудятся 15 миллионов человек - каждый четвертый занятый. Если власти установят существенно более высокую зарплату бюджетникам, то соответственно начнется "цепная реакция" и в других секторах экономики. При этом тарифные ставки должны пересматриваться регулярно - как только потребительские цены вырастут, допустим, на шесть процентов. Необходимо ввести также и индексацию невыплаченной зарплаты. Я назвал лишь некоторые аспекты политики доходов. На самом деле она включает широкий комплекс мер, в том числе и пересмотр налогового законодательства.
- Но где взять деньги на повышение зарплаты? В бедной стране (а именно такой, по словам помощника президента Андрея Илларионова, является Россия) работники не могут получать высокую зарплату. По объему валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения мы далеко отстали не только от развитых, но и многих развивающихся стран. Производительность труда (кроме сырьевых отраслей и энергетики) - в 4-5 раз ниже, чем, например, в США. Словом, как считают многие специалисты, на повышение зарплаты надо еще зарабатывать и зарабатывать...
- Кто спорит... Но я глубоко убежден, и расчеты нашего центра подтверждают это, что нынешний уровень оплаты труда во многих отраслях экономики, в социальной сфере чрезмерно занижен. Да и в целом ситуация ненормальная. Возьмем, к примеру, такой красноречивый показатель, как доля начисленной зарплаты наемных работников в валовом внутреннем продукте. В России эта доля составляет всего 21 процент. А в 1990-м в нашей стране аналогичный показатель составлял 44 процента. То есть наемным работникам, образно говоря, недоплачивают сейчас в среднем более половины зарплаты.
- Однако известно, что около трети зарплаты люди получают у нас "втемную", минуя официальные ведомости. И с учетом скрытой оплаты труда общая ее доля в ВВП, по данным Госкомстата, составила в первом квартале нынешнего года 41,7 процента...
- Знаете, здесь надо еще внимательно разобраться, кто получает "конверты" в обход официальных ведомостей, насколько точно учитывается теневой сектор экономики при досчете ВВП. Разве учителя, нянечки, медсестры в больнице, работники коммунальных служб получают от администрации скрытую зарплату? Я уж не говорю о том, что даже и официально начисленные суммы далеко не всегда выплачиваются. В последние месяцы задолженность вновь начала расти и на первое августа превысила 40 миллиардов рублей. В общем, я сторонник использования данных, полученных не путем прикидок и досчетов, а на основе надежной документации...
Когда доля начисленной зарплаты работников составляет 21 процент в ВВП, это - сигнал тревоги, свидетельство серьезных перекосов в экономике. Даже с учетом отчислений в социальные фонды и других платежей доля оплаты труда в ВВП составляет у нас примерно 30 процентов. Для сравнения - аналогичные данные по ряду ведущих стран мира:
Доля оплаты труда наемных работников в ВВП (1996 г.; включая отчисления на социальное страхование со стороны работодателей)
США 60 процентов
Швеция 58,8
Япония 55,9
Великобритания 54,2
Германия 53,7
Франция 52,2
Как видите, в России действительно серьезно недоплачивают работникам. А ведь в бюджете, между прочим, появились немалые свободные средства...
- Не приведет ли повышение зарплаты к стремительной раскрутке инфляции, которая "съест" всю прибавку и нанесет огромный ущерб экономике?
- Нет, если предлагаемую политику доходов проводить умело. Ведь речь не о печатании "пустых" купюр, а о перераспределении денежных ресурсов. Кроме того, повышение уровня жизни увеличит спрос на товары и услуги (сегодня спросовые ограничения серьезно тормозят развитие экономики). И, значит, предприятия расширят выпуск продукции, что является противоядием от раскрутки инфляции. Повышение зарплаты даст мощный импульс развитию экономики. И немалая часть затраченных средств вернется в казну в виде налогов.
- Все-таки не очень понятно, как можно увеличивать зарплату, если 40 процентов отечественных предприятий убыточны. Они и нынешнюю получку отдают не полностью.
- Значит, надо быстрее проводить структурные реформы, санацию, банкротство убыточных предприятий. Новый уровень зарплаты придаст необходимое ускорение этому процессу.
- Некоторые специалисты высказывают такое мнение: коль скоро на граждан будут переложены все расходы по жилью, то надо передать им те деньги, которые сегодня бюджеты всех уровней тратят на ЖКХ. Например, открыть работникам (прежде всего малоимущим) именные счета, куда перевести средства для целевой оплаты жилищно-коммунальных услуг...
- Это интересное и, не исключаю, весьма перспективное предложение. Но оно требует детальной проработки.
- Последний вопрос. Насколько же в среднем, по вашим расчетам, необходимо повысить уровень оплаты труда?
- Чтобы достичь намеченного в правительственной программе роста реальных денежных доходов за десять лет вдвое, покупательная способность зарплаты должна повыситься в 2,5-3 раза. Это очень трудная, но, на мой взгляд, вполне выполнимая задача. Выиграют все - и граждане, и экономика.
САМУЮ низкую зарплату в стране - всего 43 рубля 50 копеек (не в час, не в день, а в месяц) - обнаружили не так давно сотрудники государственной инспекции труда на многоотраслевом муниципальном предприятии (директор - П. Ярошко) в райцентре Крутиха Алтайского края. Такое вполне символическое "жалованье" установили Н. Шапошниковой и М. Мариной, когда их приняли на работу уборщицами. Женщины согласились на все - некуда было деваться. По сути это издевательство. Полтора доллара не платят за месяц работы даже в самых отсталых странах Африки.