ПОГРУЖЕНИЕ В "КИНОШОК"

Настоящим шоком для организаторов фестиваля стало то, что пришлось отменить несколько дневных

Настоящим шоком для организаторов фестиваля стало то, что пришлось отменить несколько дневных сеансов в кинотеатре "Октябрь": на них не было продано ни одного билета! Все понятно: в Анапе стоит почти летняя жара да и билеты в кино стоят почти как в Москве - и все равно оторопь берет. Выходит, зрители даже в фестивальной Анапе успели отвыкнуть от кино.
С другой стороны, и кино на просторах бывшего СССР снимают сегодня такое, что завлечь на него зрителей бывает довольно трудно. Вот, например, грузинский фильм "По винтовой лестнице" (режиссер Мераб Тавадзе). В нем есть немало талантливого, особенно в изобразительной части. Камера операторов Георгия Герсамия и Георгия Беридзе творит буквально чудеса, причудливо смешивая на экране буйство цвета и суровую графику черно-белого кино, реальность и фантазии, сны и явь. Но понять что-либо из путаного, перегруженного символами повествования совершенно не представляется возможным.
Схожая беда постигла и украинский фильм "Мойщики автомобилей" (режиссер Владимир Тихий). Он рассказывает о детях - современных гаврошах украинских улиц, лишенных родительского внимания, предоставленных самим себе во враждебном им мире. Но вместо выстроенного сюжета здесь вязкая каша из случайных эпизодов, вместо внятной авторской позиции какая-то глумливая интонация, превращающая кино на больную тему в еще одну криминальную сагу с кровавым финалом.
К счастью, показывают на фестивале и другое кино. Подлинным открытием для многих стала двадцатиминутная лента сценариста и режиссера Александра Веледницкого "Ты да я да мы с тобой", поставленная по рассказу писателя Вячеслава Пьецуха. На фоне претенциозных, невразумительных студенческих опусов "Дорога, дорогая, дорогой", "До востребования", "День совершеннолетия" она впечатляет желанием сказать что-то важное о нашей с вами жизни. Это фильм о двух братьях-железнодорожниках (их роли исполняют замечательные актеры Владимир Стеклов и Сергей Маковецкий), прикованных, словно галерники, друг к другу, к своему участку пути, к крохотной будке, мимо которой днем и ночью идут поезда. Это рассказ о любви-ненависти, которая то бросает братьев в нерасторжимые родственные объятия, то сводит их лица судорогой застарелой душевной усталости и злости. Оттого и уходит их немалая силушка в пьянку, дурь, бесшабашное бузотерство. Есть в этой плотной, емкой, очень нежной и горькой ленте что-то шукшинское, подлинно русское. Во всяком случае я испытал от этого фильма то высокое эстетическое переживание, которого, собственно, и ждешь от фестиваля с обязывающим названием "Киношок".