ФОРПОСТ

- Владимир Григорьевич, возникший в последнее время обостренный интерес к ситуации с

- Владимир Григорьевич, возникший в последнее время обостренный интерес к ситуации с Калининградской областью вызвал волну публикаций в российских СМИ, тон которых - от бравурно-патриотического ("Калининград не отдадим!") до пессимистического ("Калининград мы уже потеряли..."). Что же такое этот край сегодня: "заблудившийся" анклав, который медленно, но верно "уплывает" из России в Европу, осажденная территория, которую надо защищать от внешних посягательств, или форпост обновленной России в объединяющейся Европе?
- Действительно, интерес к нашей области сегодня велик, и вызван он объективными причинами: происходящие геополитические изменения в Европе, предстоящее вступление в ЕС наших непосредственных соседей - Литвы и Польши превратили проблему региона в общеевропейскую.
Тема Калининграда активно обсуждается на всех международных форумах, в парламентах европейских государств, в Госдуме и Совете Федерации, в правительстве России и, естественно, в прессе. К сожалению, здесь тон обсуждений не всегда конструктивен и доброжелателен по отношению к калининградцам. Иногда за обеспокоенность выдается элементарное желание раздуть сенсацию, а некоторые публикации носят и откровенно провокационный характер.
Хотя Калининградская область и отделена от основной территории России тремя границами - это неотъемлемый регион страны. Да, геополитические условия накладывают отпечаток на нашу жизнь, на экономику и менталитет населения, однако ни о каком сепаратизме нет и речи. Абсолютное большинство калининградцев мыслят себя только россиянами, гордятся своей страной, своим краем, свое благополучие и развитие региона видят только в составе России.
Россия тоже не собирается отказываться от своей самой западной области. Более того, калининградцы никогда еще не ощущали к себе такого внимания центра. Принята и уже начала работать Федеральная целевая программа развития Калининградской области до 2010 года. На ее реализацию предусматривается выделить более 3 миллиардов долларов.
Конечно, сегодня регион на пороге больших перемен. Но ни из России, ни назад, за "железный занавес", дороги у нас, конечно же, нет. Калининградскую область можно назвать форпостом России в Европе, но уже не столько в изначальном военном смысле этого слова, сколько в переносном - как передовой пункт в развитии сотрудничества с соседями, в интеграции России в общеевропейское экономическое, социальное, культурное пространство.
- О том, что визовый вопрос для транзитных пассажиров-россиян рано или поздно встанет, было известно давно. Однако острая реакция на него, похоже, стала неожиданностью даже для Европы. Как вы полагаете, удастся ли найти взаимоприемлемый компромисс или визовая проблема серьезно подпортит отношения России с Европой? Насколько вообще актуален этот вопрос? Ведь и сейчас приезд россиян в Польшу и Литву связан с необходимостью получать визы...
- Начну с последней вашей реплики, поскольку именно она отражает наиболее характерное недопонимание особенностей калининградской проблемы. Вопрос передвижения в наш регион и из него имеет два аспекта. Что касается посещения соседних стран, то тут мы в принципе согласны подчиниться общим правилам, хотя для развития нормального приграничного сотрудничества было бы целесообразней сохранить для калининградцев существующий сейчас взаимный безвизовый порядок поездок в Литву и Польшу (в чем не меньше нашего заинтересованы и эти страны).
Другое дело - поездки из нашей "маленькой России" в Россию "большую". Почему граждане одной страны для перемещения из одной ее точки в другую должны спрашивать разрешения у еврочиновника? Сегодня, садясь на поезд в Москве, вы можете приехать в Калининград без всяких виз. Такой порядок для транзитных пассажиров должен быть сохранен. Это принципиальная позиция, она базируется на правах человека, конституционных правах наших граждан и обеспечивает нормальную жизнедеятельность региона.
- Не исключаете ли вы, что жесткая позиция в этом вопросе Москвы может повредить жителям Калининградской области? Сможет ли Калининград нормально существовать в ухудшившихся отношениях со своими соседями? Насколько самодостаточна и независима область в ключевых вопросах: транспортном, энергетическом, продовольственном.
- Сразу поясню: позиция Москвы согласована с администрацией Калининградской области, и мы признательны президенту, правительству за то, что они последовательно отстаивают интересы жителей нашего региона на международной арене. Кстати, Литва постоянно подчеркивает, что заинтересована в максимально благоприятном для Калининграда решении проблемы и даже выступила в ЕС с инициативой сохранить безвизовый порядок транзита через свою территорию. Так что отношения с соседями наша позиция до сей поры не испортила.
К сожалению, неоправданно жесткую позицию заняли сегодня чиновники Евросоюза. Причем их аргументация не выдерживает никакой критики. Порой создается впечатление, что именно для ее подкрепления и создаются на Западе мифы о Калининграде как о рассаднике преступности, СПИДа, наркомании...
- А как на самом деле?
- Уровень преступности у нас не выше, чем в сопредельных странах. Что же до СПИДа и наркомании, то как раз с Запада они к нам и пришли. Что касается обеспечения самодостаточности области... Конечно, стратегическое направление для нас - не изоляция, а, напротив, развитие кооперации. Однако о безопасности области позаботиться, безусловно, необходимо.
В Федеральной целевой программе предусмотрено, в частности, строительство ТЭЦ-2, которая позволит не только полностью обеспечить наши потребности в электроэнергии, но и после закрытия Игналинской АЭС в Литве потенциально сделает нас энергетическими экспортерами.
Будут также реализованы такие проекты, как организация паромного сообщения с Ленинградской областью, строительство автомагистралей, которые включат область в трансъевропейскую систему дорог, модернизация погранпереходов. Увеличены в два раза бюджетные ассигнования на АПК. Уже сегодня мы полностью обеспечиваем потребности населения в молочных продуктах, а мясными и рыбными консервами, например, кормим не только себя, но и снабжаем многие другие регионы России. Хотя, повторяю, задача жить "натуральным хозяйством" не ставится. Сегодня важнее определить свое место как в общероссийском, так и общеевропейском разделении труда.
- Считаете ли вы, что особое положение Калининградской области требует и особого статуса, особого таможенного и налогового режима? Ведь в Москве есть немало противников любого рода льгот и привилегий для регионов, считающих, что они неизбежно оборачиваются "черными дырами" в федеральном бюджете.
- Важно понять, что для Калининградской области особый статус, который дает ей Закон об особой экономической зоне, - не льгота и не привилегия. Это всего лишь некоторая компенсация издержек эксклавного положения региона. Людям и грузам приходится пересекать три границы, иметь дело с шестью таможнями. Даже билет в Москву из Калининграда стоит в 2,5 раза дороже, чем из Ростова, хотя расстояние примерно одинаковое. Та же пропорция и по грузам. Как могут быть конкурентоспособными произведенные у нас товары, если в их стоимость войдут все эти накрутки? Поэтому и предусмотрены некоторые таможенные и налоговые льготы для товаров, произведенных в особой экономической зоне. Конечно, закон несовершенен. Сейчас готовится новая его редакция, которая, надеюсь, в скором времени будет принята.
- Не могли бы, Владимир Григорьевич, коротко суммировать основные проблемы, решив которые можно быть спокойным за будущее Калининграда?
- Решить все проблемы раз и навсегда вряд ли удастся. Стабильность развития нашего региона зависит от изменений как на международном уровне, так и на внутреннем. Принимая новые законы, наши законодатели, федеральные ведомства должны учитывать особенности нашего геополитического положения. А вот к изменениям на международном уровне придется приспосабливаться. Помимо урегулирования вопросов перемещения людей и грузов, нам уже очень скоро предстоит иметь дело с европейскими стандартами, новыми для нас нормами и правилами регулирования экономической деятельности, духовной и социальной сфер жизни.
Чтобы все эти процессы проходили успешнее и легче, необходимо в первую очередь заняться решением следующих задач:
обеспечить беспрепятственный транзит между Калининградской областью и остальной Россией с целью нормального жизнеобеспечения региона и его функционирования как части внутреннего рынка страны;
сохранить безвизовый режим проезда российских граждан в область через Литву и обратно, а также благоприятные условия для въезда жителей Калининградской области в соседние Литву и Польшу;
обеспечить энергетическую безопасность Калининградской области, в том числе за счет строительства газопроводов через территорию Литвы или Польши;
не допустить чрезмерной диспропорции в социально-экономическом развитии региона и наших соседей - Польши и Литвы;
обеспечить интересы рыбопромышленного комплекса области по ведению рыболовного промысла в зонах рыболовной юрисдикции ЕС в Балтийском море после расширения Евросоюза.
- Планы обширные. Верите в их осуществимость?
- Верю. Адаптации региона к новым условиям будут способствовать концепция федеральной политики в отношении Калининградской области, Закон об особой экономической зоне, Федеральная целевая программа... При такой поддержке Москвы, всей страны наша маленькая область сумеет стать достойным полпредом России в современной Европе.