ИМЕНА В ТРАУРНОЙ РАМКЕ

В США около 1200 симфонических оркестров, включая любительские. Едва ли такое количество творческих коллективов могло заранее сговориться. Просто, видимо, у всех музыкантов душевный настрой этого дня, 11 сентября, вылился самым, что называется, "адекватным" образом: в разное время, в разных аудиториях, но все они, как сообщают, играли для своей публики моцартовский "Реквием". Реквием по тем, кто год назад погиб от рук террористов.

Их список велик, но на церемонии в Нью-Йорке всех помянули по имени. Начал чтение имен бывший мэр города Рудольф Джулиани, на чьи плечи тогда легла тяжесть ликвидации последствий трагедии, а продолжили кинозвезда Роберт Де Ниро, госсекретарь Колин Пауэлл и другие видные люди. Всего в этом скорбном чтении приняли участие 197 человек. Список погибших возглавляет 33-летний американец Горди Аамот, а замыкает по английскому алфавиту 29-летний иммигрант Игорь Цукельман.
Этот день президент Буш своим декретом провозгласил Днем патриота. И начался он минутой молчания в 8.46 утра по нью-йоркскому времени - в этот момент первый "Боинг", захваченный террористами, врезался в одну из башен-близнецов Всемирного торгового центра. В течение дня президент Буш и его жена Лора объехали все четыре места гибели лайнеров - присутствовали на особых поминальных службах в Пентагоне и под городом Шексвилл, где рейс 93, который террористы вели на Вашингтон, врезался в землю благодаря героизму части пассажиров, а вечером - в Нью-Йорке.
Там на церемонии в Баттери-парке, рядом с тем местом, где стояли башни ВТЦ, присутствовали 80 лидеров стран мира и других высокопоставленных политических деятелей. Скорбный день завершился обращением президента Буша к нации по телевидению. Он выступал на фоне статуи Свободы с острова Эллис, недавно ставшего частью Нью-Йорка, а когда-то бывшего "воротами Америки" - первым клочком территории США, куда ступала нога иммигрантов.
Он призвал сограждан до конца осознать, что их страна "не является неуязвимой от нападений" и что у нее есть "серьезно настроенные враги". Ирак напрямую не упоминался, но было заявлено, что "мы не позволим террористам или диктаторам угрожать цивилизации оружием массового уничтожения" и что "нападение на нашу страну было также нападением на идеалы, которые формируют нас как нацию". Буш подчеркнул также, что намерен "довести до конца то, что начали наши враги".
Внешне все шло как обычно - это был рабочий день почти для всех американцев. Но было объявлено, что степень боевой готовности была повышена по шкале Пентагона с "желтой" до "оранжевой" - выше только "красная", когда опасность точно и конкретно определена. Выражалось это в том, что определенные районы воздушного пространства были закрыты для пролета всех без исключения самолетов, а зенитные комплексы стояли на боевом дежурстве.
К счастью, все обошлось благополучно, если не считать двух инцидентов. Самолет, летевший из Хьюстона в Даллас, вернулся в аэропорт под конвоем истребителя: пассажиры вроде бы заметили у кого-то из летевших этим рейсом оружие, которое оказалось складной расческой. Второе ЧП произошло на рейсе, направлявшемся из Мемфиса в Лас-Вегас. Опасения на этот раз возникли по какому-то поводу у экипажа, и лайнер посадили в штате Арканзас.