АПТЕКА В ОРГАНИЗМЕ

В ХХ веке активно развивались физика, химия и математика. ХХI век, по мнению ученых, будет эпохой биологии и тесно связанных с ней наук - генной инженерии, биофизики, биохимии. Какой вклад внесет в мировую науку нового века Россия? Не утратила ли свой потенциал за прежние годы, когда российские ученые были поставлены на грань выживания, а молодежь уезжала на Запад? Об этом корреспондент "Труда" беседует с Михаилом КИРПИЧНИКОВЫМ, академиком, первым заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ.

- Генетика так долго была падчерицей советской науки, что задавать вопрос об успехах российских специалистов в этой области на фоне крупнейших мировых достижений, наверное, нет смысла?
- До войны в области генетики мы были на очень высоком уровне, я имею в виду прежде всего школы Вавилова, Кольцова. Потом - провал, годы реакции, оставшиеся в истории как годы "лысенковщины". Биологические науки были отброшены у нас далеко назад. Однако 60 - 80-е годы прошлого века стали временем возрождения российской молекулярной биологии и молекулярной генетики. В Российской академии наук такие учреждения, как Институт биоорганической химии, Институт молекулярной биологии, институты Пущинского био-логического центра, превратились в центры мирового уровня. Очень сильный центр молекулярной биологии был создан в МГУ, начались исследования в Новосибирске, Владивостоке. Появилась целая плеяда блестящих исследователей и организаторов науки. Среди них хочется назвать академиков Овчинникова, Скрябина, Баева, особенно много сделавших для возрождения наук о жизни. Несмотря на труднейший период последних десяти лет, серьезные исследования продолжались. Есть успехи в области современных методов диагностики заболеваний, мы знаем, как получить лекарства ХХI века. Сегодня благодаря достижениям физико-химической биологии человека можно лечить не только "химическими соединениями", которые, как известно, "чужие" для организма, а своими собственными белками и фрагментами нуклеиновых кислот! Это - интерфероны, инсулин, интерлейкины, гормон роста. Очень интересны исследования академика Мирзабекова в рамках программы "Геном человека", работы по биологическим чипам, что открыли новую страницу в диагностике заболеваний, которые передаются из поколения в поколение на генном уровне.
- В последнее время идет много разговоров о клонировании и есть конкретные результаты. Почему бы не ускорить решение задачи клонирования человеческих органов, ведь это спасло бы миллионы жизней тех, кто нуждается в трансплантации?
- С терапевтическим клонированием медицина действительно связывает большие надежды. Очень заманчиво получить из стволовых клеток, которые еще не определились в своей будущей судьбе, любую ткань - печени, кожи, да что угодно! А в перспективе - и органы. Но пока никому в мире добыть таким образом материал для трансплантации не удалось, хотя работы ведутся. И это одно из важнейших направлений клеточной и молекулярной биологии, у которого, безусловно, огромные перспективы.
- Говорят, человеку по "био-химическому составу" ближе всего свинья. Органы этого животного довольно широко используются медиками при пересадках, но возникает другая проблема - чужеродные почки, печень отторгаются. Можно ли с помощью генной инженерии "обмануть" организм и добиться того, чтобы этого не происходило?
- Вы говорите о ксенотрансплантации. Такие эксперименты ставились, и не только на свиньях, но и на приматах. Что же касается повышенного интереса к свинье, то он объясняется не "биохимическим составом", а тем, что многие органы этого животного близки к человеческим по физиологии и размерам. Эти опыты сложны и дороги и, главное, не решают проблему отторжения. Но ученые не оставляют попыток найти решение с помощью методов генной инженерии. Когда поднимается шум вокруг пропавших без вести людей, которых якобы крадут с целью взять у них тот или иной орган, то эти версии у меня лично вызывают улыбку. Конечно, полностью отвергать вероятность существования криминального бизнеса подобного рода не следует, но я доверяю мнениям специалистов. На эту тему многократно выступал наш выдающийся хирург Шумаков, который считает такие разговоры досужим вымыслом.
- А какая из научных гипотез, выдвинутых биологами, химиками, физиками, кажется вам сегодня наиболее интересной и перспективной?
- Начну с биологии. Очень любопытный подход к процессу приостановки старения организма у академика Скулачева. Если этот процесс, как он считает, запрограммирован, то достаточно "сломать" в нем какое-либо одно звено, и он замедляется. Уже проведены эксперименты на клеточном уровне, которые доказывают: если в механизме старения "включить" или "выключить" тот или иной ген, старение можно замедлить. Из многих гипотез, пытающихся объяснить, почему мы стареем, эта представляется мне самой интересной. Такими же захватывающими мне видятся работы по стволовым клеткам, о которых я упоминал в начале разговора. И, конечно, наиболее близкая мне область - биоинженерия. Это конструирование белков, клеток и даже целых живых организмов с заданными полезными свойствами. Серьезная научная работа идет в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Там получены "долгоживущие" сверхтяжелые элементы, хотя прежде считалось, что чем больше масса радиоактивных элементов, тем короче их "время жизни". Сейчас член-корреспондент РАН Оганесян вместе с коллегами из Германии получил экспериментальные данные о существовании так называемого "острова стабильности". Получены 114-й и 116-й элементы таблицы Менделеева, которые живут целые секунды, что в сотни раз больше, чем их более легкие предшественники. И это новое слово в физике.
- Человек так активно вмешивается в окружающую среду, "в себя самого", что впору задуматься о последствиях. Природа нам, можно предположить, уже мстит наводнениями, засухами, смерчами и прочими катаклизмами. Что же будет дальше?
- Вы деликатно намекаете на ответственность ученого перед обществом? Тогда давайте поговорим об этом подробнее. С одной стороны, в течение последних 50 лет темпы накопления научных знаний стали чрезвычайно высокими, выросли масштабы научных исследований. С другой - в связи с научной деятельностью возникают сложные практические задачи и вопросы морального характера. Если неверно подойти к ним, может появиться предубеждение против науки в целом. Наука создает новые знания, которые используются всем обществом. Но она не подменяет принципов морали, по которым это общество живет. Ученый несет ответственность за получение достоверных знаний и создание на их базе новых технологий. Но ведь само использование этих знаний и технологий - на совести не только ученого, но и общества в целом. Поэтому, когда речь идет об использовании знаний, очень важна нормативная база, которая будет регулировать их применение. Причем законы надо принимать с опережением. Как, например, в случаях с клонированием человека как целого организма.
У науки в последние десятилетия появилась еще одна задача. Это оценка последствий принимаемых решений, что очень важно для устойчивого развития общества. Только наука способна дать нам факты, на основе которых следует принимать управленческие решения: например, надо ли поворачивать реки, что происходит с климатом, как и какие ядерные технологии лучше использовать? Хочу напомнить, что именно ученые поставили крест в середине прошлого века на проекте поворота северных рек в южные моря.
- Тогда позвольте вопрос: отчего промолчали прогнозисты, когда в Якутии разливалась Лена, а в Краснодарском крае бушевал смерч?
- Не следует так упрощать ситуацию. Сегодняшний уровень знаний позволяет прогнозировать многое, но далеко не все. Насколько мне известно, метеорологи предупреждали о бедствиях неоднократно. Но для того, чтобы оперативно бороться со стихией, общество должно не только приобрести определенную сумму знаний, но и избавиться от заурядного хозяйственного, организационного разгильдяйства...
Британские генетики полагают, что новые технологии помогут геям зачинать детей, используя ДНК "родителей". Женская яйцеклетка не понадобится, нужна будет лишь суррогатная мать.
Канадские ученые разработали технологию по выращиванию человеческой женской яйцеклетки в теле мыши. В ходе опытов яйцеклетку удалось вырастить.