ЗАГАДКИ ВТОРОГО СРОКА

Начало нового политического года, которое обычно совпадает с началом года учебного, оказалось резким и содержательным. Президент Путин дал понять, чем собирается заниматься до конца президентского срока, и обозначил границы этого срока. На встрече с зарубежными политологами он однозначно заявил о нежелании менять Конституцию страны и баллотироваться в президенты в 2008 году. Хотя Путин много раз говорил об этом и раньше, на сей раз ему, похоже, поверили. Содержание его высказываний не допускало никаких разночтений.

И в тот же день президент собрал членов правительства, руководителей Федерального Собрания и членов президиума Госсовета, чтобы изложить приоритеты социально-экономической политики. Его выступление было сродни второму ежегодному Посланию: речь шла о серьезном развороте государственной стратегии. Причем явно в правильном направлении.
В последнее время правительство вело себя как собрание "скупых рыцарей", и именно так называлась посвященная ему моя колонка в "Труде" от 25 июня. Располагая огромными поступлениями из-за благоприятной внешнеэкономической ситуации, высоких цен на нефть, кабинет тем не менее предпочитал держать деньги в заначке, чтобы не спровоцировать инфляцию, тогда как народ российский явно не жирует. На протяжении всех последних месяцев подавляющее большинство политиков и экспертов убеждало власть, что поза скупого рыцаря не самая продуктивная и есть не очень инфляционные методы решения приоритетных для страны задач, в отношении которых согласие тоже было почти единодушным: развитие инфраструктуры России и ее человеческого капитала.
Споры о приоритетах могли идти до бесконечности, но на то и президент, чтобы в какой-то момент рубить гордиев узел. Что он и сделал.
Приоритетными до 2008 года объявлены здравоохранение, образование и жилье. Оппозиция отреагировала обвинениями в популизме. На самом деле речь идет действительно о главных вещах, от которых зависят выживание нации и ее конкурентоспособность в мире XXI века.
Термин "человеческий капитал" кажется наукообразным, но он всего лишь описывает качество населения страны - продолжительность жизни, образованность, здоровье, благосостояние, положение пожилых и детей, способность каждого внести вклад в развитие общества. Россия по большинству из этих параметров после распада СССР скатывалась вниз, туда, где располагаются страны не развитые, а развивающиеся. А по уровню оплаты труда врачей и учителей мы начали отставать и от самых слаборазвитых государств планеты.
В области здравоохранения Путин сделал упор на первичное медицинское звено - участковых врачей и поликлиник-, профилактику заболеваний и тотальное переоснащение медицинских учреждений новейшим диагностическим и лечебным оборудованием. Муниципалитеты, на плечи которых до сих пор были взвалены эти вопросы, с ними справиться были просто не в состоянии. Ни один орган местного самоуправления не осилит приобретение современных приборов для сердечно-сосудистой хирургии, онкологии, нейрологии и т.д. И, поверьте, это не инфляционно, потому что приборы придут в основном по импорту. Как, полагаю, и новейшее учебное, лабораторное оборудование для школ и вузов, тоже не обновлявшееся добрые полвека. А задачу подключить половину средних школ к Интернету к 2008 году я считаю даже недостаточной: очень скоро человек, не ориентирующийся в мировой сети, как у себя дома, окажется несостоятельным на рынке труда. Из инициатив по повышению оплаты учителей и вузовских преподавателей выделил бы намерение президента начать возвращать на Родину наших соотечественников, уехавших преподавать на Запад, повернув тем самым вспять процесс утечки лучших мозгов. Кстати, было бы неплохо подкупить и зарубежных мозгов, в том числе из бывших союзных республик.
В области инфраструктурной политики поддержаны масштабная программа газификации страны, что сильно облегчит жизнь миллионам людей и позволит сделать село более успешным экономически, а также государственное субсидирование процентных ставок по ипотеке, что сделает приобретение жилья в кредит гораздо более дешевым и массовым, чем до сих пор.
Если же говорить о политических аспектах озвученной стратегии, то их несколько.
Во-первых, из всего контекста выступлений Путина следует, что болезненные рыночные реформы, связанные с дальнейшей коммерциализацией образования, здравоохранения и ЖКХ, отложены, если не остановлены. Напротив, государство выступит в роли Деда Мороза.
Во-вторых, столь ударной концовкой второго президентского срока Путин расчищает дорогу для своего преемника и всей партии власти в следующем избирательном цикле. У оппозиции выбиваются ее главные козыри, коль скоро на усиление социальной составляющей традиционно играют левые, и к этому же призывал недавно правых Михаил Ходорковский.
В-третьих, провозглашая долгосрочные программы, ряд из которых выходит за хронологические рамки второго срока, Путин заявляет себя как долгосрочного гаранта их реализации. В этом свете не кажутся слишком загадочными его слова, адресованные политологам, о желании и после 2008 года использовать свои знания и опыт на благо страны.
Через два с половиной года Путин уйдет.
Но вовсе не за горизонт.