МОЛИТВА И СОБСТВЕННОСТЬ

Если судить по некрологам, то дворники бессмертны, заметил как-то один остроумец.Если же судить по комментариям о процессе сближения двух ветвей Русского Православия, то можно прийти к еще более парадоксальному выводу.

Получается, что Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) уже окончательно объединилась с Московским Патриархатом, но одновременно - попытки такого объединения полностью провалились.
Во всяком случае, именно так сторонники и противники объединения комментируют каждое мало-мальски заметное событие в долгих и сложных взаимоотношениях двух Церквей. Что бы ни произошло в переговорном процессе, одни заявляют об историческом свершении, а другие - о провале. Так было и после первого визита руководства Зарубежной Церкви в Россию. И после IV Всезарубежного Собора, и после Архиерейского Собора РПЦЗ. И вот теперь - после заседания зарубежного Архиерейского Синода, который утвердил Акт о каноническом общении.
Снова слышен этот странный хор эйфории и злорадства. "Объединение Церквей стало фактом!" - восклицают с одной стороны. "Зарубежная Церковь на уступки не пошла и остается самостоятельной!" - с другой.
Редкий случай, когда истина даже не посередине, а совсем в другой плоскости. Дело в том, что многие комментаторы судят о том, что происходит между двумя Церквями очень уж по-светски. Так, как будто речь идет об объединении каких-то экономических или политических структур. И потому главным образом сосредоточиваются на том, что произойдет с собственностью, кто кому будет подчиняться, кто кого назначать и утверждать...
Тогда как для церковных людей самое важное - возможность вместе совершать богослужения и причащаться.
А все остальное - второстепенное.
Так вот главное действительно становится все более реальным. И каждый шаг тут важен. Хотя объявлять промежуточные этапы историческим свершением не стоило бы. Ведь окончательная точка будет поставлена только после того, как Акт о каноническом общении подпишут Предстоятели двух частей Русской Православной Церкви - Патриарх Алексий и митрополит Лавр. Сейчас специальные комиссии займутся разработкой деталей этого подписания и так называемого чинопоследования вступления в каноническое общение. Итоги этой работы еще раз обсудят и утвердят Синоды Церквей, судя по всему, до конца нынешнего года. А уже в будущем году состоится само подписание.
Что же касается других проблем, которые сопутствуют сближению двух ветвей Русской Православной Церкви, то в них нет скандальности и тупиковости. Ни на собственность Зарубежной Церкви, ни на ее самостоятельность Московский Патриархат и не покушался. После объединения РПЦЗ должна стать частью единой Поместной Церкви как самоуправляемая структура. А технические и кадровые сложности, которые при этом возникают, вполне решаемы уже в рамках объединенной Церкви.
Так же, впрочем, как и любые другие проблемы и недоразумения, которые накопились во взаимоотношениях Церквей во времена разделенности. Теперь выясняется, что взаимные страхи и подозрения в отношении, например, к экуменизму или членству Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей были преувеличенными.
Совместная молитва всегда оказывается сильнее мирских распрей. А ведь молятся верующие двух русских Церквей уже вместе.
Даже не дожидаясь окончательного подписания Акта о каноническом общении.