ЕЩЕ ТРИ РАЗА ПРО ЛЮБОВЬ

Она движет солнце и прочие светила, в ее честь слагают поэмы, совершают подвиги, безумства и преступления. У нее тысячи определений, но ни одно до конца не исчерпывает ее сути...

ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ФОРМУЛА
"А вообще - все знают, что она есть, и никто не знает, что это такое. Или еще: все знают, что это такое, но никто не знает, как это сказать", - размышляет в сборнике "О любви" известный писатель Михаил Веллер. Он пытается разобраться, что же такое любовь, в рассказах "Чуча-муча, пегий ослик!", "Небо над головой", "Колечко", "Разбиватель сердец", в эссе "Ревность", "Страдание", "Секс", "Дон-Жуан" и других. Доктор Звягин из рассказа "Любит - не любит" уверяет, что "любовь появилась, когда у человека высвободился некоторый излишек энергии, принимающий форму необязательных чувств и необязательных поступков", а "несчастная любовь" возникает потому, что людям нравятся страдания. Он спасает от самоубийства безнадежно влюбленного паренька Ларика и берется доказать, что, действуя хладнокровно, можно добиться взаимности. Звягин разрабатывает подробный план: как Ларику вести себя с удачливым соперником Игорем, как рассорить "голубков", что говорить своей недосягаемой Вале, чтобы выглядеть не мямлей и неврастеником, а сильным и уверенным мужчиной - мечтой любой женщины. В ход идут разные средства. Для срыва поездки Вали и Игоря в Таллин в бензобак машины "конкурента" подсыпается сахар. Дважды инсценируется нападение хулиганов: Игорь выказывает себя трусом, а Ларик - героем. Начинающая актриса играет роль невесты Ларика, чтобы вызвать Валину ревность... "Хорошая организация - залог успеха", и он приходит: герои вместе и счастливы... Но что если у Ларика появится новый соперник, действующий по тому же "алгоритму"? Ведь сохранить любовь труднее, чем завоевать...
В эссе "Любовь" дана простая формула "как быть любимым": "Умей заставить другого страдать. Умей казаться другому значительным". В то же время любовь "есть то, что есть, и рациональному подходу принципиально не поддается".
ВЗАИМНОСТЬ "ТРЯПОК" И "САЛФЕТОК"
Не ею ли объясняется чувство, вспыхнувшее между героями популярного романа молодой французской писательницы Анны Гавальда "Просто вместе"? Быть "просто вместе" им совсем непросто - придется долго преодолевать взаимное отчуждение, непонимание, недоверие. Франк Лестафье и Камилла Фок - люди совершенно разные, более того, противоположные. Он - 33-летний повар, который делит свое время между изнурительной работой и поездками к тяжелобольной бабушке, слушает музыку в стиле техно и засыпает под Вивальди. Она - 26-летняя художница, талантливая и утонченная, зарабатывающая на жизнь в качестве ночной уборщицы. Случай сводит их под одной крышей, но поначалу они воспринимают друг друга в штыки.
Точнее, Франку очень нравится Камилла, но он не знает, как к ней подступиться - умной, образованной, не похожей на его случайных подружек. "Нельзя складывать в один сундук тряпки и салфетки, как говорит моя бабуля", - считает Франк. "Твои байки про тряпки с салфетками - полный бред... - возражает Камилла. - Жить вместе людям мешает их глупость, а вовсе не различия..." Боясь нарушить хрупкое душевное равновесие, они решают: "Постараемся не влюбляться..." Но... "Париж похорошел, стал светлее и веселей. Люди улыбались, асфальт пружинил под ногами. Казалось, до всего можно дотянуться рукой, очертания мира приобрели четкость, все вокруг выглядело легким, даже легкомысленным... Что это было? Они учились любить?" Пути любви неисповедимы, и хотя до хеппи-энда еще далеко, он обязательно наступит - после долгих лет "одиночества, тоски, подлых ударов по башке... вековой усталости".
Лучший роман про нее
Тем, кто ценит в книгах совершенно неожиданные финалы, придется по вкусу роман Анатолия Тосса "Фантазии женщины средних лет". В жизни героини, молодого и талантливого архитектора Жаклин, неизгладимый след оставили трое мужчин: преподаватель лингвистики американец Стив, итальянский актер Дино и француз-автогонщик Рене. По трагическому стечению обстоятельств все они погибают: один исчез на яхте в океане, другого сбила машина, третий попал в автокатастрофу... В результате Жаклин с нервным срывом оказывается в психиатрической клинике и долго не может прийти в себя. Она ищет покоя и уединения в лесном домике: "Он и раньше, много лет назад, когда я приезжала сюда со Стивом, был привязан ко мне всеми своими шорохами, он, как заботливый дедушка, голубил и ласкал меня, укутывая теплом и несуетным уютом". Со временем Жаклин узнает правду: оказывается, никто из мужчин не умирал, потому что их... не существовало.
Не будем раскрывать тайну, как такое могло произойти, - иначе читать "Фантазии..." нет смысла. Хотя многие восхищаются самим стилем и языком романа, умением автора передать внутренний мир женщины, проникнуть в ее душу. "Самая лучшая книга", "потрясающая", "просто СУПЕР!!!", "очень вдумчивая, интересная, не сильно смешная, но офигенно увлекательная", "я умирала от этого романа" - такие интернет-отзывы читателей предваряют книгу. Конечно, показать "товар лицом" и расхвалить по максимуму - задача любого издателя, но все же подобные восторги стоит размещать не "до", а "после". Иначе планка читательских ожиданий поднимается на недосягаемую высоту, как будто "Фантазии женщины средних лет" - действительно лучшая книга всех времен и народов. Но понятие "самого-самого" в литературе крайне субъективно: кому-то ближе Лермонтов и Толстой, кому-то - Тютчев и Достоевский... А что касается рекламы, то в этой области слово "лучший" вообще вне закона. Давайте сначала читать, а потом решать, присоединяться или не присоединяться к восторженному хору. Выбор всегда за вами.
Благодарим за предоставленные книги Торговый Дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8).