VIP-МАНЕРЫ

"НИЗКИЙ ШТИЛЬ" - ДЛЯ КАМЧАТКИ
В Вилючинске на базе атомных подлодок он распекал нерадивых

"НИЗКИЙ ШТИЛЬ" - ДЛЯ КАМЧАТКИ
В Вилючинске на базе атомных подлодок он распекал нерадивых управленцев. Приходилось следовать линии - батюшка строг, но справедлив. Строгость проявлялась в снижении обычного "высокого штиля" делового разговора до уровня обиходного. "В носу ковыряете, - спрашивал Владимир Путин. - Много наковыряли?" Одному из участников совещания по развитию Камчатского края, признавшегося в том, что он не уполномочен решать вопросы, Путин нелицеприятно бросил: "Зачем тогда приехали?" Роль царя-батюшки, которая нравится многим нашим согражданам, учитывая нашу историческую память, Путину приходилось выполнять по полной программе. Когда там же, в Вилючинске, он посетил спортивно-оздоровительный комплекс "Океан" и увидел девушек, занимающихся аэробикой, то поинтересовался: вас запустили только сегодня - по случаю моего приезда?
ИНДОНЕЗИЙСКАЯ СДЕРЖАННОСТЬ
На чужой территории да еще в стране с сильными мусульманскими традициями Путину невольно приходилось быть сдержанным как в словах, так и в жестах. Его речь перед бизнесменами из двух стран изобиловала сухими цифрами и была логически выверена с математической точностью. Путин выглядел лектором в студенческой аудитории. Правда, случались накладки. Произнося фразу: у нас хороший "потенциал в разведке...", Путин зачем-то сделал паузу и только потом завершил: "... полезных ископаемых".
АВСТРАЛИЙСКИЙ МИНИМАЛИЗМ
В Сиднее на совместной пресс-конференции с бывшим профессором университета, а затем находящимся уже 9 лет на посту премьера Джоном Говардом, Путин практически исключил жестикуляцию. Модуляция голоса минимальна. Только один раз, когда австралийский журналист задал явно заранее заготовленный вопрос, на который секунду назад Путин дал развернутый ответ, по лицу президента проскользнула улыбка: мол, где вы были?
ПОЦЕЛУЙ ДЛЯ КОНДОЛИЗЫ
Встреча с Бушем, которая произошла в Сиднее, напоминала экспромт. Но только напоминала. Как стало потом известно, в кармане у Путина была предварительно достигнутая договоренность, что два лидера порыбачат в России "на северных реках", где наш президент побывал недавно и был сражен красотой природы, еще не превратившейся в окружающую среду.
Путин был раскован, видимо, хорошо зная, с кем имеет дело, и со стороны было заметно, что у него с Бушем есть психологическая совместимость. Оставив в стороне церемонность, Путин окликнул уходившую за Бушем "стальную магнолию", одетую в весьма короткую юбку огненной расцветки: "Конди!" Не мешкая, Кондолиза Райс вернулась, чтобы попрощаться: "О, Владимир, до свидания", - четко выговорила по-русски госсекретарь США, затем они обнялись, скрепив факт расставания двукратным поцелуем.
ТЕМНОЕ И СВЕТЛОЕ
Протоколу все чины покорны. И в Джакарте президенту был предписан черный костюм, хотя температурный столбик перевалил за плюс 30. Не менее деловито пришлось наряжаться на сиднейском саммите АТЭС. Только на финальную встречу с соотечественниками, с представителями русской и русскоязычной диаспоры Австралии, Путин пришел в светлом костюме, и лицо его выглядело просветленным. В особо прочувственной интонации, подчеркивавшей значимость произносимого, Владимир Путин воздал должное сближению Русской православной церкви и зарубежной церкви предстоятелям зарубежной церкви в Австралии.
ТУТ ПРУССКИЙ ДУХ
Политик обязан интуитивно оценивать собеседников и ситуацию. В Джакарте Путин казался дипломатически непроницаем, когда президент Юдойоно помянул щедрость сорящих деньгами российских туристов на курорте Бали.
Зато Путин без стеснения подшучивал над британским премьером Тони Блэром на петербургском саммите "восьмерки". А увидев выходящую к нему навстречу из автомобиля канцлера Германии Ангелу Меркель, словно печатающую по плацу шаг, Владимир Путин шутливо скомандовал: "Вольно, фрау Меркель".
Немудрено, что Путин, свободно владеющий немецким языком и понимающий особенности "сумрачного германского гения", всегда владеет собой и ситуацией, когда общается с германскими канцлерами. Иное дело - столь отличный от нашего менталитет арабских шейхов. В Абу-Даби, последней остановке президента во время его турне длиною в 45 тысяч км, он приберег шутки для других ушей. Шейхи оценили.
Где сограждане видят истинное лицо своего президента - знает только он сам.