Капков как зеркало нашей культуры

Сергей Капков хочет покинуть пост министра культуры Москвы. «Устал», –поговаривают приближенные. Почти как Борис Николаевич

Но если уход Ельцина вызвал скорее чувство облегчения, то в случае с Капковым эмоции другие, ближе к сожалению. При нашей традиционной классовой неприязни к чиновникам это немножко феномен. Попробуем в нем разобраться.

Уважение москвичей Капков заработал еще до вступления в должность министра, в короткий срок превратив некогда знаменитый Парк имени Горького из унылого места с каруселями и шашлыками в действительно место культуры и отдыха тысяч горожан. Каждые выходные здесь проходят фестивали и концерты, да и без них в парке яблоку негде упасть – даже в будни по утрам. Должность руководителя департамента культуры Капков занял ровно два года назад – и сразу «закружил»: громкие отставки, громкие назначения, громкие преобразования. И не только в парках, которые остались его любимым детищем. Взялся за Манеж. Попросил оттуда ярмарки меха и меда и передал огромное «центровое» пространство в руки Марины Лошак, которая стала приспосабливать Манеж под современное искусство (сейчас Лошак – директор ГМИИ им. Пушкина). Взялся за промзоны, назначал туда молодых и креативных, способных сделать из зданий красного кирпича культурные центры. Взялся за театр. Превратил театр имени Гоголя в модный Гоголь-центр, премьеры которого хоть пока и не радуют профессиональную публику, зато импонируют молодежи.

Капков вообще ближе к молодым, злым и, по возможности, талантливым. Но смысл затеянной им культурной революции состоял не только в омоложении кадров. Главным в его риторике стало неприятное слово «эффективность». Хотя, как Сергей Капков неоднократно пояснял, под эффективностью он понимает всего лишь «уважение к бюджетным деньгам со стороны подведомственных учреждений». Говоря проще, он настаивал на том, чтобы лучше привлекать посетителей и больше продавать билетов. Но мало кого из подлинных творцов такой призыв вдохновляет. Впрягать в одну упряжку трепетную лань искусства и грубого коня бюджетной эффективности – занятие трудное и неблагодарное. Требующее внутренней уверенности и неожиданных решений.

Некоторые кульбиты в столичной культурной политике с ходу принимались на ура. Москвичи даже в очередях стояли с улыбкой – например, на выставку советского дизайна в Манеже или за неожиданно вкусной и свежей уличной едой в обновленных парках. Некоторые назначения вызвали вопросы: а сможет ли модный режиссер Кирилл Серебренников управлять классическим репертуарным театром?
Некоторые – только негодование: зачем увольнять прекрасного руководителя Музея Маяковского Светлану Стрижневу, которая в свои 75 лет была авангарднее многих молодых да ранних и сумела сделать свой музей одним из самых востребованных и посещаемых в Москве?

Впрочем, деяния Капкова имеют значение не только для столицы. Похоже, он задал моду на эффективность и размашистые движения в сфере, где обычно царят плавность линий и неторопливость. Вот и министр культуры уже всей России Владимир Мединский, занявший свою должность в мае 2012‑го, начал рубить сплеча, порой забывая, что за кипами бумаг и отчетами о потраченных госсредствах стоят реальные люди, формирующие и сохраняющие нашу культуру. Иначе чем объяснить назначение на должность руководителя музея-заповедника «Кижи» бывшего главы Республики Карелия Андрея Нелидова, который, если прислушаться к его суждениям, вообще не понимает, что такое заповедник, памятник архитектуры или охраняемая природная территория? Или решение реформировать гуманитарные научные институты – согнать Институт искусствознания, Институт культурологии и другие в одно большое учреждение во главе с крепким менеджером, который будет не науку поднимать, а деньги зарабатывать, оптимизируя государственные расходы? Эти перевороты вызывали уже не вопросы и споры, а гвалт возмущения со стороны профессионалов.

Правда, справедливости ради заметим: у Сергея Капкова таких перегибов почти не было. Он хоть и проповедует эффективность и менеджерскую культуру, но все-таки умеет прислушиваться к мнению экспертов и личностей. Нельзя сказать, что Капков ратует за серьезную, высокую культуру – он мало что в ней понимает (сам не раз в этом признавался). Но он действительно хлопочет за зрителей и слушателей и хочет, чтобы в любом культурном учреждении Москвы – будь то театр, музей или концертный зал – им было комфорт­но и не скучно.

Потому новость о его грядущем уходе с поста руководителя столичного культурного ведомства вызывает некоторую опаску: а не вернутся ли в ЦПКиО имени Горького шашлычники? Надеюсь, все-таки нет – не вернутся: там теперь другая атмосфера.