Без права на национальные права

Водителей-мигрантов, ездящих по дорогам России без российских прав, будут штрафовать и выдворять из страны

За вождение автомобиля по российским дорогам без российских прав гастарбайтеров предлагается наказывать: отбирать национальные водительские удостоверения, а в Москве штрафовать и, возможно, депортировать. Такие поправки в КоАП уже подготовлены, прошли два чтения в Госдуме и скоро начнут действовать.

«Уже с ноября иностранцам нельзя будет ездить без российских водительских удостоверений, а с мая 2014 года нельзя будет нанимать профессиональных водителей с иностранными удостоверениями, — говорит первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы Вячеслав Лысаков. — Ведь мы не знаем, где этот иностранец получил права. Многие граждане из соседних республик, приезжающие к нам на заработки, просто не знают наших правил».

«Ни одна цивилизованная страна не допускает на свои дороги водителей-профессионалов без переподготовки по своим ПДД с получением удостоверения, — утверждает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — А у нас приезжают все, кто хочет, и работают как умеют. Последствия видим...»

Ассоциацию понять можно: она надеется на дополнительный приток курсантов в автошколы — на переподготовку. В Москве, как говорит глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, только в ГУП «Мосгортранс» работает 3306 водителей-иностранцев, и еще около 4 тысяч — в других фирмах. В Санкт-Петербурге шоферов-мигрантов примерно 12,5 тысячи. Это без учета бомбил, занимающихся извозом нелегально.

Велика ли доля мигрантов в ДТП, происходящих на российских дорогах? Заместитель начальника столичного ГИБДД Владимир Томчак утверждает, что в Москве примерно 18% ДТП совершается водителями — гражданами республик СНГ. Но зависит ли эта грустная статистика от того, российские, иностранные или международные права лежат в кармане у виновников ДТП? Увы: «Правила нарушаются не потому, что у водителей-иностранцев другие водительские удостоверения или они не знают ПДД, — говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Если им дали права, значит, их знания проверяли. А правила во всех странах одинаковые, они основаны на Венской конвенции. Российские правила не отличаются существенно от казахских, таджикских, узбекских или украинских. Вся проблема в том, что ПДД просто не соблюдаются».

Травин прав. Нынешнее наступление на национальные права шоферов-мигрантов началось после страшного ДТП в Москве 13 июля, когда в рейсовый автобус врезался КамАЗ. Погибли 18 человек. Виновником катастрофы полиция считает водителя грузовика, гражданина Армении Грачья Арутюняна. Российских прав у него действительно не было. К тому же выяснилось, что ранее Арутунян шесть раз в течение года привлекался к ответственности за нарушение ПДД. Но даже после этого его не отлучили от руля. При чем же здесь национальность его водительского удостоверения?

Кстати, запретить ездить по российским дорогам без российских прав предлагалось еще пять лет назад Дмитрием Медведевым, в то время президентом страны. В декабре 2009-го он заявил: «Если ты приехал в Российскую Федерацию, если ты хочешь управлять транспортным средством для перевозки пассажиров, будь любезен пойти и получить российские права, и только в этом случае садиться за руль. Я считаю, что это решение будет очень правильным, и в ближайшее время переговорю на эту тему с Министерством внутренних дел». Но за словами дела не последовало. Хотя, возможно, это помогло бы уменьшить число ДТП на российских дорогах — за счет уменьшения числа приезжих бомбил-нелегалов. Зато теперь в Питере, Москве и других городах и весях десятки тысяч шоферов-мигрантов в архисрочном порядке (успеть до ноября!) добывают себе российские права. Кто как может.

У гаишников — праздник!

А в это время

С 15 сентября в Москве начинает работать новая система эвакуации, в соответствии с которой нарушившие правила парковки автовладельцы будут оплачивать не только штраф за нарушение, но и эвакуацию своего автомобиля, а также содержание его на штрафстоянке. Тарифы за транспортировку и хранение транспортного средства будут варьироваться в зависимости от мощности двигателя от 3 до 7 тысяч рублей, эвакуация грузового транспорта обойдется нарушителю в 27 тысяч рублей.